Скачать:

PDF

Автор: Федор Александрович Гайда
Сведения об авторе:

доктор исторических наук, доцент, исторический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Калининград.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Гайда Ф.А. Понятие «личность» в эпоху Достоевского: самосознание или самопожертвование? // Достоевский и мировая культура. 2019. № 2(6). С. 45–71.

Номер журнала: 2019 № 2(6)
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 45-71
DOI: 10.22455/2619-0311-2019-2-45-71
Индекс УДК: 82+821.161.1+2-1
Индекс ББК: 83+83.3(2=411.2)+86.2
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, М.М. Сперанский, И.В. Киреевский, свт. Феофан Затворник, «Добротолюбие», Г.В.Ф. Гегель, личность.

Аннотация: В статье рассматриваются различные понимания человеческой личности, сформировавшиеся в России в I половине – середине XIX в. Прослежена эволюция значений слова «личность», диапазон которых в этот период стало чрезвычайно широк. Автор приходит к выводу о появлении двух полярных точек зрения, опиравшихся на традицию немецкой классической философии (В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков, П.Л. Лавров) и святоотеческое наследие (М.М. Сперанский, И.В. Киреевский, свт. Феофан Затворник). Первая связывала личность с самосознанием и переживанием собственного «Я», что в конечном счете приводило к осознанию необходимости служения «спасительной идее». Второй взгляд предполагал самореализацию человека в духе и любви, конечной задачей личности выступало обожение. Подобная традиция формировалась под прямым влиянием «Добротолюбия» – сборника святоотеческих текстов, переведенного на церковнославянский, а позднее и на русский языки. В соответствии с двумя противоположными подходами раскрытие личности становилось возможно в себе самом и через самого себя или в Боге и через Бога. Ф.М. Достоевский активно применял слово «личность» в своем творчестве во всех имевшихся тогда значениях, в зависимости от конкретной художественной задачи. Наряду с этим, писателем также было создано богословское учение о личности, которое находилось в русле святоотеческого наследия. Центральным понятием этого учения стало самопожертвование, благодаря которому личность получала свое раскрытие. Следуя определенной традиции, Достоевский, между тем, говорил с читаталем на языке своего времени и использовал современные ему понятия

 

Список литературы

Аксаков, 2009 – Аксаков К.С. Государство и народ. М.: Институт русской цивилизации, 2009. 608 с.

Григорьев, 1980 – Аполлон Григорьев. Воспоминания. Л.: Наука, 1980. 455 с.

Бакунин, 1934-1935 – Бакунин М.А. Собр. соч.: в 4 т. 1828-1876. М.: Изд-во Всесоюз. О-ва политкаторжан и ссыльнопоселенцев, 1934-1935.

Белинский, 1953-1959 – Белинский В.Г. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.: Издательство Академии наук СССР. 1953-1959.

Буслаев, 2015 – Буслаев Ф.И. Русский быт и духовная культура. Институт русской цивилизации, 2015. 1008 с.

Московский городской листок, 1847 – Г.А. [Григорьев А.А.] Обозрение журналов за апрель // Московский городской листок. 1847. № 116. 30 мая. С. 465.

Гегель, 2000 – Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000. 495 с.

Гегель, 1990 – Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. 524 с.

Герцен, 1956 – Герцен А.И. Собр. соч.: в 30 томах. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954-1965.

Добротолюбие, 2010 – Добротолюбие: дополненное: в 5 тт. / в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского. М.: Сибирская Благозвонница, 2010.

Добротолюбие…, 1798 – Добротолюбие, или словеса и главизны священного трезвения... Ч. 1-4. М.: Изд-во Синодальной типографии, 1793-1798 (1799?).

Достоевский, 1972-1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30-ти томах. Л.: Наука, 1972-1990.

Кавелин, 1989 – Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. М.: Правда, 1989. 656 с.

Кант, 1980 – Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 712 с.

Карамзин, 1993 – Карамзин Н.М. История Государства Российского: в 12 т. М.: Московский рабочий, 1993-1994.

Карамзин, 1984 – Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. Л.: Наука, 1984. 726 с.

Киреевский, 1857 – Киреевский И.В. Отрывки // Русская беседа. 1857. Т. I. Кн. 5. Отд. «Науки». С. 1-24.

Киреевский, 2002 – Киреевский И.В. Разум на пути к истине. М.: Правило Веры, 2002. 215 с.

Кондаков, 2005 – Кондаков Ю.Е. Либеральное и консервативное направления в религиозных движениях в России первой четверти XIX века. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 337 с.

Лавров, 1965 – Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в двух томах. М.: Мысль, 1965.

Майков, 1985 – Майков В.Н. Литературная критика. Л.: Художественная литература, 1985. 417 с.

Мережковский, 1914 – Мережковский Д.С. Автобиографическая заметка // Полное собрание сочинений Дмитрия Сергеевича Мережковского. М.: Издание т-ва М.О.Вольф, 1914. Т. XXIV. С. 107-116.

Общественная мысль, 2010 – Общественная мысль России XVIII века: в 2-х томах. М.: РОССПЭН, 2010. Т. 2. Philosophia moralis. 376 с.

Русский архив, 1870 – Письма Сперанского к Ф.И. Цейеру // Русский архив. 1870. С. 174-200.

Русский архив, 1870 – Письмо Сперанского к С.М. Броневскому // Русский архив. 1870. С. 199-202.

Пушкин, 1994-1997 – Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 17 т. М.: Воскресенье, 1994-1997.

Творения…, 1994 – Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Собрание писем [в 8 вып.]. Т. 1, вып. 1-2. М.: Паломник, 1994. 250 с.

Уваров, 2010 – Уваров С.С. Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. 720 с.

Феофан Затворник, 2007 – Феофан Затворник, свт. о различных предметах веры и жизни. М.: Правило веры, 2007. 592 с.

Феофан Затворник, 2008 – Феофан Затворник, свт. Письма о молитве и духовной жизни. Собрание писем. М.: Правило веры, 2008. 488 с.

Феофан Затворник, 2006 – Феофан Затворник, свт. Толкование Апостола Павла к Римлянам (главы 1-8). М.: Правило веры, 2006. 743 с.

Хомяков, 1994 – Хомяков А.С. Сочинения: в 2 т. М.: Медиум, 1994.

Хондзинский, 2017 – Хондзинский П., прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии // Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 11-27.

Шеллинг, 1989 – Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1989.

Юркевич, 1990 – Юркевич П.Д. Философские сочинения. М.: Правда, 1990. 670 с.