Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Вячеславовна Ковалевская
Сведения об авторе:

доктор филос. наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков ФМОиЗР ИАИ, Российский государственный гуманитарный университет, Москва.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Ковалевская Т.В. Диалог и полемика Достоевского с формальными и наивными теологическими воззрениями // Достоевский и мировая культура. 2019. № 2(6). С. 124–145.

Номер журнала: 2019 № 2(6)
Рубрика: ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Страницы: 124-145
DOI: 10.22455/2619-0311-2019-2-124-145
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2)
Ключевые слова: Фома Аквинский, Огюст Конт, духовные стихи, Гоголь, «Страшная месть», Исаак Сирин, религиозная и философская антропология.

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о критериях, на которые опирался Достоевский в подходе к богословско-антропологическим системам и взглядам, либо прямо сформулированным, либо косвенно проявляющимся в различных текстах – от переводов Евангелия до фольклорных легенд. Выделяется пять сфер влияний: Библия в различных переводах, формальная теология, формальная философия, наивное народное богословие, воззрения других писателей, которые можно охарактеризовать как богословские. В произведениях Достоевского идет постоянный диалог и/или полемика с самыми разными богословскими системами и с теми философскими системами, которые соотносятся с богословием. В числе таких систем – православное богословие обожения, формальная католическая теология, народное наивное богословие, отраженное в фольклорных текстах, религия человечества Огюста Конта, а также философско-религиозная антропология целого ряда писателей и поэтов. В вопросе принятия/отвержения целых систем или отдельных представлений, в вопросе выбора между различными формальными или наивными богословскими воззрениями Достоевский руководствуется прежде всего собственным богословием любви. В статье будут коротко представлены несколько примеров прямой и скрытой полемики Достоевского с различными богословскими системами, а также примеры использования одной системы для полемики с другой и для утверждения собственного богословия любви к Богу и человеку и к человеку и Богу

 

Список литературы

Афанасьев, 1859 – Афанасьев А.Н. Народные русские легенды. М.: В типографии Грачева и Комп., 1859. 206 с.

Бузина, 1996 – Бузина Т.В. Мотивы русских духовных стихов в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура. 1996. № 6. С. 62-81.

Ветловская, 1974 – Ветловская В.Е. Достоевский и поэтический мир Древней Руси (литературные и фольклорные источники «Братьев Карамазовых») // Труды Отдела древнерусской литературы (ИРЛИ РАН). Т. 28. Л.: Наука, 1974. С. 296-307.

Викторович, 1997 – Викторович В.А. Гоголь в творческом сознании Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 14. СПб.: Наука, 1997. С. 216-233

Гоголь, 1937-1952 – Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1952.

Гоголь, 1984 – Гоголь Н.В. Собр. соч.: в 8 т. М.: Правда, 1984.

Достоевский, 1972-1991 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 тт. Л.: Наука, 1972-1991.

Исаак Сирин, 1993 – Аввы Исаака Сирина слова подвижнические. М.: Правило веры, 19937 .

Капилупи, 2007 – Капилупи С.М. Вопрос о грехопадении и всеобщем спасении в романе «Братья Карамазовы» // Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения. Под ред. Т.А. Касаткиной. М.: Наука, 2007. С. 187-225.

Касаткина, 2004 – Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

Ковалевская, 2016 – Ковалевская Т.В. Мармеладов как микрокосм: грехопадение, апокалипсис и народное христианство // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 2(56). Ч. 1. С. 38-43.

Конт, 2012 – Конт О. Общий обзор позитивизма. М.: URSS, 2012. 296 с.

Манн, 2002 – Манн Ю.В. Произведение, не похожее на другие: «Ночи на вилле» Гоголя // Литература 2002 (48). URL: http://lit.1september.ru/article.php?ID=200204804

Михнюкевич, 1994 – Михнюкевич В.А. Поэтика детских образов Ф. М. Достоевского в контексте «народного христианства» // Вестник ЧелГУ. 1994. №1. С. 21-28.

Розанов, 1991 – Розанов В.В. О легенде «Великий инквизитор» // О великом инквизиторе. Достоевский и последующие. М.: Молодая гвардия, 1991. С. 73-191.

Салтыков-Щедрин, 1965-1977 – Салтыков-Щедрин М.Ю. Собр. соч.: в 20 т. М.: Художественная литература, 1965-1977.

Соловьев – Соловьев В.С. Конт Auguste // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/

Фома Аквинский, 2006 – Фома Аквинский. Сумма теологии. М.: Издатель Савин С.А., 2006. Т. 1. 814 с.

Шелли, 2010 – Шелли М. Франкенштейн. Последний человек. М.: Ладомир – Наука, 2010. 664 с.

Bunyan, 2008 – Bunyan J. The Pilgrim’s Progress. Oxford: Oxford University Press, 2008. 333 p.

Comte, 1891 – Comte A. The Catechism of Positive Religion. Translated by Richard Congreve. London: Kegan, Paul, Trench, Truebner & Co. Ltd. 1891. 320 p.

Fusso, 2004 – Fusso S. The Sexuality of the Male Virgin: Arkady in A Raw Youth and Alyosha Karamazov // A New Word on The Brothers Karamazov. Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 2004. P. 142-154.

Jackson, 1993 – Jackson R.L. Dialogues with Dostoevsky. The Overwhelming Questions. Stanford University Press, 1993. 346 p.

Karlinsky, 1976 – Karlinsky S. Sexual Labyrinth of Nikolai Gogol. Cambridge: Harvard University Press, 1976. 333 p.

Saint Thomas, 1851 – Saint Thomas. La somme théologique. Paris: Belin, 1851. 656 p.

Strong, 1990 – Strong J. A Concise Dictionary of the Words in the Hebrew Bible // The New Strong’s Exhaustive Concordance of the Bible. Nashville, Camden, Kansas City: Thomas Nelson Publishers, 1990