Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Вячеславовна Ковалевская
Сведения об авторе:

д-р. филос. наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков ФМОиЗР ИАИ, Российский государственный гуманитарный университет, Москва.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Ковалевская Т.В. «Бесы», «искажение идей» и художественные принципы Достоевского // Достоевский и мировая культура. 2019. № 1(5). С. 55-81.

Номер журнала: 2019 № 1(5)
Рубрика: ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Страницы: 55-81
DOI: 10.22455/2619-0311-2019-1-55-81
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2)
Ключевые слова: религиозно-философская антропология, Руссо, народ-богоносец, свобода выбора, герой и читатель

Аннотация: На примере теории Шатова в статье рассматривается один из ключевых художественных принципов Достоевского — «искажение идей», т.е. включение в тексты его произведений идей самого писателя, содержательно видоизмененных до своей полной противоположности, но сохраняющих внешнее сходство с мыслью самого Достоевского. Так, теория народа-богоносца Шатова на первый взгляд кажется изложением почвеннических воззрений самого писателя, первым опытом изложения мысли о русском народе-богоносце, впоследствии далее развиваемой в «Дневнике писателя» и вкратце упоминаемой старцем Зосимой. На самом деле теория Шатова представляет собой доведение до полного логического развития фрагмента об эволюции форм правления в трактате «Об общественном договоре» Ж.-Ж. Руссо и излагаемых у Руссо представлений о войне как о религиозном предприятии. «Искажение идей» является художественным отражением религиозно-философской антропологии Достоевского, предоставляющего свободу выбора не только своим героям, но и своим читателям. Утверждая в качестве основополагающих принципов своей философской антропологии свободу человека и признание в каждом человеке образа и подобия Божия, отраженных, в частности, в этой свободе, Достоевский использует своего рода imitatio Dei, давая свободу мысли и высказывания своим персонажам. Но через своих персонажей и их высказывания он дает аналогичную свободу своим читателям, позволяя им делать свободный выбор. Это не отменяет авторской задачи художественных произведений Достоевского, подобно тому как свобода человека не отменяет провиденциального плана, но эта свобода делает человека человеком и, таким образом, взаимопризнание всеобщей человечности, воплощенной в божественной по качеству свободе, совершается в самом акте создания и прочтения художественных текстов Достоевского

 

Список литературы

Бердяев 1990 — Бердяев Н.А. Духи русской революции // Из глубины. Сборник статей о русской революции. М.-СПб.: УМСА-Press, 1990. С. 55-89.

Светоний 1964 — Гай Светоний Транквил. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Наука, 1964. 462 с.

Гайденко 1997 — Гайденко П.П. Волюнтативная метафизика и новоевропейская культура // Три подхода к изучению культуры. М.: Изд-во МГУВ, 1997. С. 5-75. Гоббс 2001 — Гоббс Т. Левиафан. М.: Мысль, 2001. 478 c.

Достоевский 1871 — Достоевский Ф.М. Бесы // Русский вестник. 1871. Вып. 94. С. 72- 144. Достоевский 1972–1991 — Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти тт. Л.: Наука, 1972-1991.

Ковалевская 2018 — Ковалевская Т.В. Два народа: Достоевский о торжестве и провале русской революции // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2018. № 1. С. 79-96.

Криницын — Криницын А.Б. Творчество Достоевского в контексте европейской литературы. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/ philology/42345.php

Лукьянец 2003 — Лукьянец И.В. Миф о Ж.-Ж. Руссо и «Неточка Незванова» Ф. М. Достоевского // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2003. Вып. 1. С. 87-91 Платон.

Аристотель 2003 — Платон. Аристотель. Политика. Наука об управлении государством. М.: ЭКСМО, СПб.: TERRA FANTASTICA, 2003. 860 с.

Руссо 2013 — Руссо Ж.-Ж. Политические сочинения. СПб.: Восток, 2013. 640 с.

Степанян 1992 — Степанян К.А. Достоевский и язычество. Москва — Смоленск: ВБПХЛ, 1992. 96 с.

Степанян 2009 — Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. СПб.: Крига, 2009. 398 с. Толстой — Толстой Л.Н. Закон насилия или закон любви. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_1230.shtml

Филон — Филон Александрийский. О добродетелях (Книга I: «О посольстве к Гаю»). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://khazarzar.skeptik.net/books/philo/legatio. htm

Copleston 1994 — Copleston F.A. History of Philosophy. Volume V: Modern Philosophy. The British Philosophers from Hobbes to Hume. NY: Doubleday, 1994. 440 p.

Farrer 1973 — Farrer A. Free Will in Theology // Dictionary of the History of Ideas; Studies of Selected Pivotal Ideas. Philip P. Wiener et al., ed. NY: Charles Scribner’s Sons, 1973. Vol. II. Pp. 242-248.

Hobbes — Hobbes T. Leviathan. [Electronic resource]. — Available at: http://www.gutenberg. org/files/3207/3207-h/3207-h.htm#link2H_4_0446

Kantorowicz 1997 — Kantorowicz E. The King’s Two Bodies. Princeton: Princeton University Press, 1997. 568 p.

Larousse — Larousse. [Electronic resource]. — Available at: URL: https://larousse.fr/ dictionnaires 

Plowden 1588 — Plowden E. Les Commentaries, ou Reports de Edmund Plowden. London, 1588. [Electronic resource]. — Available at: https://www.bl.uk/collection-items/the-kings-twobodies-in-edmund-plowdens-reports-1588

Rousseau — Rousseau, J.-J. // Rousseau Online. [Electronic resource]. — Available at: https:// www.rousseauonline.ch/pdf/rousseauonline-0004.pdf

Rousseau 2017 — Rousseau J.-J. The Social Contract. Translated by Jonathan Bennett. 2017. [Electronic resource]. — Available at: http://www.earlymoderntexts.com/assets/pdfs/ rousseau1762.pdf

Shimizu 2006 — Shimizu Takayoshi. Two Kingdoms of Darkness: Hobbes and Dostoevsky // Dostoevsky Studies. 2006. Is. 10. Pp. 115-122.