Скачать:

PDF

Автор: Дебора А. Мартинсен
Сведения об авторе:

профессор, заместитель декана по работе с аспирантами (Columbia College), адъюнкт-профессор кафедры русской литературы, президент Международного общества Достоевского (2007-2013), Колумбийский университет, Нью-Йорк (США).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Мартинсен Д. Стыд и вина в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский и мировая культура. 2018. No 4. С. 40–64.

Номер журнала: 2018 № 4
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 40-64
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2018-4-40-64
Индекс УДК: 82+821.161.1
Индекс ББК: 83+83.3(2=411.2)
Ключевые слова: стыд, вина, раскаяние, идентичность, нигилизм, повествовательные стратегии, детективный роман
Аннотация: Эта статья показывает, как способ повествования Достоевского в «Преступлении и наказании» не только создает у читателя ожидание осуществления сценария вины, на самом деле предлагая ему сценарий стыда, но и забрасывает читателей прямо в голову Раскольникова прежде создания должной дистанции между нами и его способом мыслить. Поскольку Раскольников совершает убийство в первой части, читатель ожидает развития повествования по сценарию вины: преступление, раскаяние, наказание, искупление. Но повествователь Достоевского предлагает нам сценарий стыда, не имеющий четко зафиксированных стадий развития. Стыд относится к человеку в целом, вина захватывает гораздо более узкую область – область человеческих действий. В «Преступлении и наказании» Достоевский исследует, как острый и болезненный стыд за себя самого вынуждает Раскольникова совершить преступление. В конце шестой части Раскольников, наконец, признается в своем преступлении (и это важный этап – признание вины) – но при этом совсем не проявляет раскаяния. Достоевский таким образом не дает читателю обрести чувство устойчивости в течение всего романа: мы ожидаем – но не получаем – развития повествования по сценарию вины вплоть до заключительных страниц эпилога. Достоевский усиливает свою стратегию, сохраняя сценарий вины актуальным и работающим в сознании других персонажей романа. Поскольку большинство персонажей рассматривают Раскольникова как носителя нравственного чувства, они ожидают от него заботы о других. Но этого не происходит. Поскольку читатели разделяют ожидания персонажей, их удивление становится нашим удивлением. По мере того, как герои «читают» Раскольникова – его лицо, слова и действия – пытаясь понять, что им движет, – читатели делают то же самое. Несоответствие между тем, чего мы ожидаем, и тем, чему мы становимся свидетелями, заставляет нас строить предположения дальше. Раскольников сможет увидеть в себе нравственное чувство, которое в нем ищут повествователь, читатели и герои-наблюдатели, не раньше, чем он осознает и признает в себе потребность в другом, как это происходит в конце эпилога, когда он повергается к Сониным ногам. Любовь – самое могучее нравственное чувство из всех чувств – позволит Раскольникову оставить в прошлом свой стыд, признать свою вину и воссоединиться с человечеством.

Список литературы

1. Broucek F. Shame and the Self. New York: Guilford Press, 1991. 168 p.

2. Dostoevskii F.M. Polnoe sobranie sochinenii v tridtsati tomakh [Complete Works in 30 vols.]. Leningrad, Nauka Publ., 1972-90. (In Russ.)

3. Frank J. Dostoevsky: The Miraculous Years, 1865-1871. Princeton, NJ: Princeton University Press, 1995. Pp. 80-147.

4. Grenberg J. Kant and the Ethics of Humility: A Story of Dependence, Corruption, and Virtue. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2005. 282 p.

5. Karlsson G., Sjöberg L.G. The Experiences of Guilt and Shame: A PhenomenologicalPsychological Study // Human Studies. Vol. 32. No 3 (September 2009). Pp. 335-55.

6. Kaufman G. The Psychology of Shame: Theory and Treatment of Shame-Based Syndromes. London: Routledge, 1993. 299 p. First published New York: Spring, 1989.

7. Kostalevsky M. Dostoevsky and Soloviev: The Art of Integral Vision. New Haven: Yale University Press, 1997. 224 p.

8. Lansky M. Hidden Shame // Journal of the American Psychoanalytic Association. 2005. № 53. P. 865.

9. Lewis H.B. Shame and Guilt in Neurosis. New York: International Universities Press, 1971. 525 p.

10. Lewis H.B. Sex and the Superego. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1987. 328 p.

11. Lewis M. Shame: The Exposed Self. New York: Free Press, 1992. 275 p.

12. Lynd H.M. Shame and the Search for Identity. New York: Harcourt, Brace, and Company, 1958. 318 p.

13. Martinsen D. A. Getting Away with Murder: Teaching Crime and Punishment // Deborah Martinsen, Cathy Popkin, Irina Reyfman. Teaching Nineteenth-Century Russian Literature: Essays in Honor of Robert L. Belknap. Boston: Academic Studies Press, 2014. Pp. 162-74.

14. McReynolds L. Murder Most Russian: True Crime and Punishment in Late Imperial Russia. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2013. 288 p.

15. Miller R.F. Dostoevsky’s Unfinished Journey. New Haven: Yale University Press, 2007. 242 p.

16. Miller S. The Shame Experience. Hillsdale, NJ: Analytic Press, 1993. 208 p.

17. Morrison A. Shame: The Underside of Narcissism. Hillsdale, NJ: Analytic Press, 1989. 226 p.

18. Nathanson D.L. Shame and Pride: Affect, Sex and the Birth of the Self. New York: Guilford, 1992. 496 p.

19. The Many Faces of Shame / ed. by D.L. Nathanson. New York: Guilford, 1987. 370 p.

20. Knowing Feeling: Affect, Script and Psychotherapy / ed. by D.L. Nathanson. New York: W.W. Norton, 1996. 425 p.

21. Prinz J. The Moral Emotions // The Oxford Handbook of Philosophy of Emotion / ed. Peter Goldie. Oxford: Oxford University Press, 2010. Pp. 519-38. 22. Robinson J. Deeper Than Reason: Emotion and Its Role in Literature, Music, and Art. Oxford, UK: Clarendon Press, 2005. 500 p.

23. Ronner A. Law, Literature, and Therapeutic Justice. Durham, NC: Carolina Academic Press, 2015. 320 pp.

24. Rosenshield G. “Crime and Punishment”: The Techniques of the Omniscient Author. Lisse: Peter de Ridder Press, 1978. 138 p.

25. Schneider C. Shame Exposure and Privacy. New York: W.W. Norton, 1992; first published Boston: Beacon Press, 1977. 180 p.

26. Steinbock A. J. Moral Emotions: Reclaiming the Evidence of the Heart. Studies in Phenomenology and Existential Philosophy. Evanston, IL: Northwestern University Press, 2014. 354 p.

27. Taylor G. Deadly Vices. Oxford, UK: Clarendon Press, 2006. 163 p.

28. Tikhomirov B.N. “Lazar! Gryadi Von”: Roman F.M. Dostoevskogo “Prestuplenie i nakazanie” v sovremennom prochtenii [“Lazarus, Come Forth!”: F.M. Dostoevsky’s Novel “The Crime and the Punishment”]. Sankt-Peterburg, Serebryani vek Publ., 2005. 472 p. (In Russ.)

29. Toporov V.N. Mif. Ritual. Simvol. Obraz: Issledovaniya v oblaskt mifopoeticheskogo [Myth. Ritual. Symbol. Image: Researches in the Field of Mythopoetics]. Moskva, Kultura, Progress Publ., 1995. Pp. 259-367. (In Russ.)

30. Velleman J. D. The Genesis of Shame // Philosophy and Public Affairs 30, № 1 (Winter 2001). Pp. 27-52.

31. Wasiolek E. Raskolnikov’s Motives: Love and Murder // Fyodor Dostoevsky’s “Crime and Punishment” / Ed. by Harold Bloom. New York: Chelsea House Publishers, 1988. Pp. 1-26.

32. Whitehead C. Shkliarevskii and Russian Detective Fiction: The Influence of Dostoevskii // Studies in Slavic Literature and Poetics. Vol. 58 (2013). Pp. 101-21.

33. Workman N. Bone of Мy Bone, Flesh of My Flesh: Love in Crime and Punishment // Dostoevsky Studies. Vol 18 (2014). Pp. 87-97.

34. Zahavi D. Shame and the Exposed Self // Reading Sartre: On phenomenology and existentialism / ed. Jonathan Webber. London: Routledge, 2011. Pp. 211-26.