Скачать:

PDF

Автор: Екатерина Владимировна Москвина
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, доцент кафедры эстетики, истории и теории культуры Всероссийского государственного института кинематографии, Москва.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Москвина Е.В. Гностический миф о salvator salvatus и его элементы в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. 2018. No 3. С. 69-91

Номер журнала: 2018 № 3
Рубрика: ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Страницы: 69-91
DOI: 10.22455/2619-0311-2018-3-69-91
Индекс УДК: 821.161.1 + 82.31 + 141.4
Индекс ББК: 83.3(2РОС=РУС)1 + 86.39
Ключевые слова: гностицизм, миф, salvator salvatus, спасенный спаситель, Гимн о жемчужине.
Аннотация: В статье на материале раннехристианского текста «Песнь Иуда Фомы апостола вземле индийской» (Гимн о жемчужине) представлена структура сотериологического мифа о salvator salvatus (спасенном спасителе), ключевом для понимания ряда гностических идей, распространённых в европейской и русской культуре. В мифе, отражающем крайне дуалистическую концепцию мира, заключена идея о том, что Спаситель, пришедшей освободить души избранных из плена материи, сам нуждается в спасении, т.к. становится жертвой мира, в которой он пришел, для чего появляется «герой», посланный миром Света для спасения Спасителя. С опорой на первичные тексты гностические идеологемы такие, как дуальное видение мира, отрицательное осмысление городского топоса как мира материального зла, мотив уподобления Спасителя чужому, образная триада демиург—душа—Спаситель, идея избранничества и др., рассмотрены в романе «Идиот» на сюжетно-образном и идейном уровне. Также в статье указаны наиболее очевидные источники некоторых гностических элементов текста, например, творчество Шиллера и Шекспира, философия Шеллинга. Подробный анализ доказал не только гностическую направленность философской мысли Достоевского, не знакомого ни с апокрифическими «Деяниями Фомы апостола», ни с найденными в XX веке текстами библиотеки Наг-Хаммади, что дает право говорить о самобытности философии Достоевского, но также не исключает возможности применения к интерпретации романа гностического кода.

Список литературы

1. Аверинцев С.С. Собрание сочинений. Переводы: Многоценная жемчужина. Киев: Дух и лiтера, 2004. С. 287-294.

2. Анциферов Н. П. Душа Петербурга. Быль и миф Петербурга. Петербург Достоевского. М.: Книга, 1991. 536 с.

3. Апокриф Иоанна // Русская апокрифическая студия. Библиотека Наг-Хаммади. Кодекс I. Часть II, 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apokrif.fullweb.ru/ nag_hammadi/ap-john.shtml (дата обращения: 07.02.18).

4. Белов С.В. Петербург Достоевского. СПб.: Алетейя, 2002. 372 с.

5. Белопольский В.Н. Достоевский и Шеллинг // Достоевский. Материалы и исследования. Т.8. Л.: Наука, 1988. С. 39-51.

6. Бердяев А.Н. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // Бердяев А.Н. Смысл творчества: опыт оправдания человека. Харьков: Фолио, М.: АСТ, 2002. С. 335-362.

7. Вайскопф М. Влюбленный демиург. Метафизика и эротика русского романтизма. М.: Новое литературное обозрение, 2012. 696 с.

8. Виденгрен Г. Мани и манихейство. СПб.: Издательская группа «Евразия», 2001. 256 с.

9. Второе слово Великого Сифа. Пер. И.С. Егоренкова // Русская апокрифическая студия. Библиотека Наг-Хаммади. Кодекс VII. 49, 51-52. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apokrif.fullweb.ru/nag_hammadi/2_sif.shtml (дата обращения: 07.02.18).

10. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Т.8. Л.: Наука, 1973. 511 с.

11. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 тт. Т.9. Л.: Наука, 1974. 528 с.

12. Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. / Сост. И.Х. Дворецкий. Т.1. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. 1045 с.

13. Дудова А. Идея свободы в мировоззрении Ф.М. Достоевского и в философии Канта и Шеллинга // Болгарская русистика. 1983. № 1. С. 19-28.

14. Евангелие от Фомы // Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 214-228.

15. Евлампиев И.И. Ф. Достоевский и гностическая религиозность русской философии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. СПб.: Частное образовательное учреждение высшего образования «Русская христианская гуманитарная академия», 2008. Т.9. Вып. 2. С. 115-124.

16. Ермилова Г.Г. Тайна князя Мышкина: О романе Достоевского «Идиот». Иваново: ИвГУ, 1993. 128 с.

17. Захаров Н.В., Луков В.А. Шекспир. Шекспиризация. М.: Издательство МГУ, 2011. 104 с.

18. Иванов Вяч. Достоевский. Трагедия – миф – мистика // Иванов Вяч. Собрание сочинений в 4 т. Т. 4. Брюссель: Издательство «Foyer Oriental Chretien», 1987. С.483-588.

19. Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке / Введ., пер. с коптского, коммент. А.И. Еланской. СПб.: Алетейя, 2001. 377 с.

20. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. / С.Д. Артамонов, З.Т. Гражданская, Р.М. Самарин. М.: Просвещение, 1967. 855 с.

21. Йонас Г. Гностицизм. СПб.: Издательство «Лань», 1998. 384 с.

22. Касаткина Т.А. О творящей природе слова. М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

23. Кефалайа («Главы»). Коптский манихейский трактат. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. 512 с.

24. Кийко E.И. Достоевский и Ренан // Достоевский. Материалы и исследования. T. 4. Л.: Наука, С. 106-122.

25. Кирпотин В. Достоевский в шестидесятые годы. М.: Художественная литература, 1966. 560 с.

26. Книга Аллогена из Кодекса Чакос. Пер. Д. Алексеева // Сайт Богомила [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gnostik.ru/bogomil/pdf/allogen.pdf (дата обращения 07.02.18).

27. Летопись жизни и творчества Ф.М. Достоевского, 1821-1881: В 3 т. Т.1. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. 530 с.

28. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города// Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. 2. С. 9-21.

28. Новозаветные апокрифы. СПб.: Амфора, 2001. 423 с.

29. О происхождении мира // Русская апокрифическая студия. Библиотека Наг-Хаммади. Кодекс I. Часть II, 1. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apokrif. fullweb.ru/nag_hammadi/ap-john.shtml (дата обращения: 07.02.18).

30. Оды Соломона // Русская апокрифическая студия [Электронный вариант]. – Режим доступа: http://apokrif.fullweb.ru/gnost/oda_solomon_c.shtml (дата обращения: 07.02.18).

31. Оренбург М.Ю. Гностический миф. Реконструкция и интерпретация. М.: Книжный дом “ЛИБРОКОМ”, 2013. 184 с.

32. Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. СПб.: Крига, 2010. 400 с.

33. Тихомиров Б. «…Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». СПб.: Серебряный век, 2012. 504 с.

34. Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. М.: Искусство-СПБ, 2003. 612 с.

35. Трофимова М.К. Гностическая экзегеза псалмов Давида и од Соломона («Пистис София», гл. 29–82) // Colloquia classica et indogermanica. III. Классическая филология и индоевропейское языкознание. СПб.: Наука, 2002. С. 536-635.

36. Хосроев А.Г. История манихейства (Prolegomena). СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2007. 480 с.

37. Чёртон Т. Гностическая философия от Древней Персии до наших дней. М.: РИПОЛ-классик, 2008. 464 с.

38. Элиаде М. История веры и религиозных идей. В 3 т. Т.2. М.: Критерион, 2002. 512 с.

39. Ginza. Der Schatz oder das Grosse Buch der Mandäer, Göttingen; Leipzig: Vandenhoeck & Ruprecht, J.C. Hinrichs, 1925. 619 р.

40. Montgomery M. Romantic Confusions of the God: Beauty as Truth, Truth as Beauty. London, Rowman & Littlefield Publishers, 1997. 238 р.

41. Stammler Н. Dostoevsky's Aesthetics and Schelling's Philosophy of Art. Comparative Literature. Eugene, Oregon, 1955. V. 7. № 4. Р. 313-32.