Скачать:

PDF

Автор: Ольга Меерсон
Сведения об авторе:

профессор русского языка и литературы на кафедре славистики Джорджтаунского университета (США).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Меерсон О. Библейские подтексты у Достоевского как арбитры при толковании спорных мест // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 3(7). С. 34-51

Номер журнала: 2019 № 3(7)
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 34-51
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2019-3-34-51
Индекс УДК: 83.3(2=411.2)+83+86.37-2
Индекс ББК: 821.161.1+82+22
Ключевые слова: авторитет(ный голос), аксиология, аллюзия, апофатизм, Бахтин, Достоевский, жертвоприношение, интертекст, ирония, истина, кенозис/кенотичность, критерий истинности, момент истины, мотивировка, пародия, подтекст (библейский/литургический), полифония, поэтика, риторика, синтаксис, скандал, стиль, церковнославянизмы, чужое слово, шок.

Аннотация: В статье обобщаются некоторые положения текущих и предшествовавших исследований автора по теме библейских и литургических аллюзий и подтекстов у Достоевского. Чем эти аллюзии важнее для поэтики и послания данного произведения, тем неуместнее и скандальнее в его контексте они кажутся читателю на первый взгляд, – вплоть до полного вытеснения их из читательского сознания – в область исключительно подсознательного восприятия. Это свойство шокирующей скандальности связывает напрямую неожиданное и революционно-новое в собственно религиозном дискурсе, – в Вести Нового Завета и особенно его понимания Апостолом Павлом (сравни 1Кор. 1:23-24) – с неожиданной, и неожиданно обнадёживающей, скандальностью поэтики самого Достоевского. Таким образом, в статье показано, что исследование подобных аллюзий и подтекстов может помочь прояснить некоторые загадки поэтики Достоевского как выражения его авторской аксиологии.

 

Список литературы

1. Достоевский, 1972-1990 – Достоевский Ф.М. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.

2. Николай Сахаров, 2012 – Николай (Сахаров), иеромонах. Понятие кеносиса в богословской мысли Архимандрита Софрония (Сахарова) // Церковь и время. 2012. № 58. URL: https://mospat.ru/church-and-time/1130 (дата обращения: 17.06.2019)

3. Меерсон, 2013 – Меерсон О. Авраам и Исаак – свидетели покаяния Раскольникова // Достоевский и мировая культура. 2013. № 30. Ч. 2. С. 9-26.

4. Меерсон, 1999 – Меерсон О. Библейские интертексты у Достоевского. Кощунство или богословие любви? // Достоевский и мировая культура. 1999. № 12. С. 40-53.

5. Меерсон, 2016 – Меерсон О. Истина как чужое слово у Достоевского // Достоевский и мировая культура. 2016. № 34. С. 9-29.

6. Меерсон, 2001 – Меерсон О. Христос или «Князь-Христос»? Свидетельство генерала Иволгина // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М.: Наследие, 2001. С. 42-59.

7. Меерсон, 2007 – Меерсон О. Четвёртый брат или козёл отпущения ex machina? // Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения / под редакцией Т. А. Касаткиной. М.: Наука, 2007. С. 565-604. URL: http://dostoevskiy-lit.ru/ dostoevskiy/kritika/sbornik-bratya-karamazovy/olga-meerson-ssha.htm (дата обращения: 17.06.2019)

8. Православное обозрение, 1863 – Православное обозрение. М.: В университетской типографии (Катков и Ко ), 1863. Т. 12. С. 17-106.

9. Русская Библія – Русская Библія. URL: http://biblia.russportal.ru/index.php?id=masor.macar (дата обращения: 17.06.2019)

10. Флоренский, 1914 – Флоренский П. Столп и утверждение истины. Опыт православной феодицеи в двенадцати письмах. М.: Путь, 1914. 812 c.

11. Biblical Greek – Basics of Biblical Greek. URL: https://www.billmounce.com/greek-dictionary/anatello (дата обращения: 17.06.2019)

12. Meerson, 1998 – Meerson O. Dostoevsky's Taboos / Artes Liberales. Bd. 2. Dresden: Dresden University Press, 1998. 232 p.

13. Miller, 2007 – Miller R.F. Dostoevsky’s Unfinished Journey. New Haven & London: Yale University Press, 2007. 272 p.