Скачать:

PDF

Автор: Ольга Алексеевна Деханова
Сведения об авторе:

Ольга Алексеевна Деханова, кандидат фармацевтических наук (Москва).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Деханова О.А. Прочесть Ф.М. Достоевского глазами его современников. Один из аспектов современных комментариев // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 4(8). С. 174-201

Номер журнала: 2019 № 4 (8)
Рубрика: Проблема комментария
Страницы: 174-201
DOI: 10.22455/2619-0311-2019-4-174-201
Индекс УДК: 82+316.728
Индекс ББК: 83+71.1
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, культура, комментарии.

 

Аннотация: Писатель обращается к читателю на культурно-историческом языке своей эпохи. Это общение построено во многом на свойстве человеческого сознания трансформировать слова в зрительные образы. Это свойство, в свою очередь, позволяет писателю передавать читателю информацию посредством визуальных и эмоциональных образов. Основу этой образности составляют: привычный читателю предметно-бытовой мир, элементы этикета, обычаи повседневной жизни, известные или обсуждаемые события, литературные публикации и прочие реалии культурной жизни эпохи. Они составляют тщательно продуманные декорации описываемых событий и отражают авторскую оценку как сюжета, так и характера персонажей. Каждое новое поколение читает одни и те же книги другими глазами, заменяя исчезнувшие или забытые культурные реалии элементами современного им мира. Это объясняет появление всевозможных форм «современных прочтений» известных классиков XIX века. Однако, если читатель все-таки хочет прочесть произведения Достоевского глазами его современников, то сделать это без специальных комментариев почти невозможно. 

Настоящая статья посвящена выявлению различий между восприятием текстов Достоевского его современниками и современным прочтением. Рассмотрен ряд примеров использования культурного языка XIX века и некоторые недостатки современных комментариев: лафит и сотерн в гастрономической культуре XIX века; история, реальность и роль образа старинной московской церкови в романе «Подросток»; комментарии по поводу персоналий, упомянутых в каллиграфических упражнениях князя Мышкина; происхождение лексемы «Обдорск» в романе «Братья Карамазовы» и очевидное для современников Достоевского указание на принадлежность монашка к старообрядческой вере.

 

Список литературы

1. Абрамов, 1857 – Абрамов Н.А. Описание Берёзовского края // Записки Императорского русского географического общества. СПб. 1857. № 12. С. 327-448.

2. Библиотека Ф.М. Достоевского, 2005 – Библиотека Ф.М. Достоевского: Опыт реконструкции. Научное описание. Спб.: Наука, 2005. 338 с.

3. Братановский, 1902 – Братановский А. Приходский Храм воскресения Христова, что на р. Обноре, Ярославской губ., Любимского уезда, где почивают мощи преподобного Сильверста Обнорского. 3-е изд., доп. Ярославль, 1902. 44 с.

4. Варадинов, 1863 – Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. 8-я, дополнительная книга: История распоряжений по расколу. Спб.: тип. М-ва внутр. дел, 1863. 676 с.

5. Горностаев, 1917 – Горностаев Ф.Ф. Архитектура Москвы // По Москве. Прогулки по Москве и ея художественным и просветительным учреждениям. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1917. С. 66-84.

6. Деханова, 2009 – Деханова О.А. Закуска как форма и содержание // Достоевский и современность. Материалы XXIII Международных Старорусских чтений 2008 года. 2009. С. 164.

7. Деханова, 2013 – Деханова О.А. Роман «Подросток». Идея еды // Достоевский и мировая культура. 2013. № 30. Ч. I. С. 331-332.

8. Достоевская, 1981 – Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Художественная литература, 1981. 518 с.

9. Достоевский, 1972-1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972– 1990.

10. Достоевский, 1999 – Достоевский А.М. Воспоминания. М.: Аграф, 1999. 432 с.

11. Завалишин, 1862 – Завалишин И.И. Описание Западной Сибири. M.: Издание Общества распространения полезных книг, 1862. 414 с.

12. Кокорев, 1959 – Кокорев И.Т. Москва сороковых годов. М.: Московский рабочий, 1959. 279 с.

13. Крапивин, 2014 – Крапивин Г.Н. К чему приложил руку игумен Пафнутий? // Русская литература. 2014. № 4. С. 145-151.

14. Любецкий, 1877 – Любецкий С.М. Московские окрестности, ближние и дальние, за всеми заставами, в историческом отношении и современном их виде. М.: Тип. Индриха, 1877. 322 с.

15. Можаровский, 1878а – Можаровский А. Плач на разорение скитов // Русская старина. 1878. Т. XXII. № 6. С. 342-345.

16. Можаровский, 1878б – Можаровский А. Скитский трапезник // Русская старина. 1878. Т. XXII. № 7. С. 464-465.

17. Подосокорский, 2012 – Подосокорский Н.Н. Отечественная война 1812 года в творчестве Ф.М. Достоевского // Православие.ru. Дата публикации: 03.08.2012. URL: https:// pravoslavie.ru/55210.html (Дата обращения: 04.12.2019)

18. Ратшин, 1852 – Ратшин А.М. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М.: В университетской типографии, 1852. 564 с.

19. Строев, 1877 – Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российския церкви. Спб.: Типография В.С. Балашева, 1877. 1056 с.

20. Федоров, 2004 – Федоров Г.А. Московский мир Достоевского. М.: Языки славянской культуры, 2004. 464 с.

21. Чудаков, 1992 – Чудаков А.П. Слово-вещь-мир. М.: Современный писатель, 1992. 317 с.

22. [Яновский, 1990] – Яновский С.Д. Воспоминания о Достоевском // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: в 2 т. М.: Художественная литература, 1990. Т. 1. С. 230-251.