Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Александровна Касаткина
Сведения об авторе:

доктор филологическихнаук, главный научный сотрудник, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, председатель комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН (Москва).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Касаткина Т.А. «Я великая, великая грешница»:Богословие греха в «Преступлении и наказании» и «Идиоте» // Достоевскийи мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 1(9). С. 16-30.

Номер журнала: 2020 № 1(9)
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 16-30
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2020-1-16-30
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83+83.3(2=411.2)+86.2
Ключевые слова: Достоевский, богословие греха, «Преступление и наказание», «Идиот», «Маша лежит на столе…», цензура «Русского вестника»
Аннотация:  Читательское и исследовательское понимание того, как видел Достоевский проблему греха, определяет базовое понимание читателем и исследователем текстов Достоевского. Если читательское понимание греха не совпадает с авторским – текст начинает читаться превратно по отношению к авторскому замыслу, искажается до неузнаваемости смысл основных сцен его произведений. Достоевский в «Преступлении и наказании» пытался прописать свое видение практически прямым текстом, что вызвало резкое неприятие главы о чтении Евангелия редакцией «Русского вестника», автор должен был ее существенно переработать, стараясь сохранить теперь свой замысел в непрямом виде, стараясь так укрыть его, чтобы он оказался недоступен для прямой критики и проходим через редакционную цензуру. Одновременно получил дополнительный импульс к формированию «отступательный» способ выска-зывания Достоевским своих фундаментальных философских и богословских положений в художественных текстах. О том, как понимает Достоевский грех и как он это понимание транслирует в «Преступлении и наказании» и в «Идиоте», и пойдет речь в статье.

Список литературы

1. Березкина С.В. Ф.М. Достоевский и М.Н. Катков (из истории ро-мана «Преступление и наказание») // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2013, том72, № 5. С. 16–25.

2. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.

3. Касаткина Т.А. Богословие Достоевского: проблемы пониманияи описания // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 3(7).С. 16-33.

4. [Опульская Л.Д.] Текстологическая справка // Достоевский Ф.М.Преступление и наказание. М.: Наука, 1970.

5. Тихомиров Б.Н. Из творческой истории романа Ф.М. Достоев-ского “Преступление и наказание”: (Соня Мармеладова и Порфирий Петрович) // Русскаялитература. 1986. № 2. С. 217–223.

6. Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф.М. Достоевско-го «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. Изд. 2-е,испр. и доп. СПб.: Серебряный век, 2016. 556 с.