Скачать:

PDF

Автор: Анастасия Георгиевна Гачева
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН (Москва).

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Гачева А.Г. Творчество Ф.М. Достоевского и проблема нравственного истолкования догмата о Троице в русском богословии XIX – первой трети XX века (Статья вторая) // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 2(10). С. 14-60.

Номер журнала: 2020 № 2(10)
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 14-60
DOI: 10.22455/2619-0311-2020-2-14-60
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 84 (2 РОС=РУС)
Ключевые слова: богословие Ф.М. Достоевского, проблема нравственного истолкования догмата Троицы, неслиянность, нераздельность, любовь как принцип бытия, тройственные союзы, личность, общность, целое.

Аннотация: Вторая статья исследования о богословии Ф.М. Достоевского в контексте традиции нравственного истолкования догмата, посвящена пониманию Троицы. Неслиянно-нераздельное единство Божественных ипостасей предстает у Достоевского как образец совершенного взаимодействия личностей, как норма социальных союзов, как модель всеединого человечества, где правда личности примирена с правдой целого. С точки зрения тринитарной проблематики анализируются дневниковые фрагменты 1864 г. «Маша лежит на столе…» и «Социализм и христианство». Присутствующие в раннем творчестве писателя тройственные союзы рассматриваются в контексте их приближенности/удаленности от Божественного первообраза. По Достоевскому, когда личность выходит к другому, вступает в «я» – «ты» отношение, обращается к другому как лицу, а не функции, стремится отдавать, а не брать, она осуществляет в своей жизни тайну Троицы, исповедует ее не просто устами, но делом. Искажением принципа Троицы являются атомарность, антиномизм, дуализм, а его воплощением – идея «расширяющегося семейства», общества-Церкви, мира как храма.

 

Список литературы

1. Александр Мень, прот. – Эммануил Светлов [Александр Мень, прот.]. В поисках пути, истины и жизни. Т. 6. На пороге Нового Завета: От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. Брюссель: Жизнь с Богом, 1983. 827 с.

2. Антоний (Храповицкий), еп., 1900 – Антоний (Храповицкий), еп. Полное собрание сочинений: В 3 т. Т. 2. Казань, 1900. 445 с.

3. Афанасий Великий, свт., 1902 – Афанасий Великий, свт. Творения. Ч. 2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. 495 с.

4. Булгаков, 1994 – Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.

5. Вышеславцев, 1932 – Вышеславцев Б.П. Достоевский о любви и бессмертии (новый фрагмент) // Современные записки. 1932. № 50. С. 288-304.

6. Гачева, 2008 – Гачева А.Г. Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров: Встречи в русской культуре. М.: ИМЛИ РАН, 2008. 576 с.

7. Горский, 2018 – Горский А.К. Сочинения и письма: В 2 т. Т. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2018. 1008 с. 8. Григорий Богослов, свт. – Григорий Богослов, свт. Творения. Т. 1. СПб.: Изд-во П.П. Сойкина, 1912. 680 с.

9. Достоевский, 1972–1990 – Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

10. Каллист, еп. Диоклитийский, 2002 – Каллист, еп. Диоклитийский. Святая Троица – парадигма человеческой личности // Альфа и Омега. 2002. № 2 (32). С. 110 -123.

11. Касаткина, 2004 – Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

12. Касаткина, 2015 – Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 529 с.

13. Касаткина, 2018а – Касаткина Т.А. Смысл искусства и способ богословствования Достоевского: «Мужик Марей»: контекстный анализ и пристальное чтение // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2018. № 3. С. 12-31.

14. Касаткина, 2018б – Касаткина Т.А. Философия восприятия литературы и искусства: о субъект-субъектном методе чтения // Русская литература и философия: Пути взаимодействия. М.: Водолей, 2018. С. 15-30.

15. Касаткина, 2019а – Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.

16. Касаткина, 2019б – Касаткина Т.А. Богословие Достоевского: проблемы понимания и описания // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 3(7). С. 16-33.

17. Кнорре (Константинова), 2017 – Кнорре (Константинова) Е.Ю. Образ идеальной революции: «китежский текст» в творчестве М. Пришвина, С. Есенина, Н. Клюева в период революции и гражданской войны // Перелом 1917 года: революционный контекст русской литературы. Исследования и материалы. М.: ИМЛИ РАН, 2017. С. 247-258.

18. Лосский, 1991 – Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М.: Центр «СЭИ», 1991. 287 с.

19. Лосский, 1995 – Лосский В.Н. По образу и подобию. М.: Издание Свято-Владимирского братства, 1995. 196 с.

20. Павел Флоренский, свящ., 1914 – Павел Флоренский, свящ. Столп и утверждение Истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. М.: Путь, 1914. 638 c.

21. Павел Хондзинский, прот., 2017 – Павел Хондзинский, прот. «Церковь не есть академия». Русское внеакадемическое богословие XIX века. М.: Издательство ПСТГУ, 2017. 480 с.

22. Семенова, 2004 – Семенова С.Г. Метафизика русской литературы: В 2 т. Т. 1. М.: Издательский дом ПоРог, 2004. 512 с.

23. Семенова, 2000 – Семенова С.Г. Глаголы вечной жизни: Евангельская история и метафизика в последовательности Четвероевангелия. М.: Академический проект, 2000.

24. Соловьев, 1988 – Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988.

25. Статистический словарь языка Достоевского – Статистический словарь языка Достоевского / Сост. А.Я. Шайкевич, В.М. Андрющенко, Н.А. Ребецкая. М.: Языки славянской культуры. 2003. URL: http://cfrl.ruslang.ru/dost_cd0/introdw.htm (дата обращения 25.11.2019).

26. Толстой 1928–1958 – Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. М.; Л.: Художественная литература, 1928–1958.

27. Федоров, 1995–2000 – Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. М.: Прогресс-Традиция, 1995–2000.

28. Феофил, св., 1895 – Феофил Антиохийский, св. Феофила к Автолику. Книга II // Сочинения древних христианских апологетов в русском переводе / Со введ. и примеч. прот.П.Преображенского. СПб.: Изд. Второе, книгопродавца И.Л.Тузова, 1895. С. 138 -170.

29. Хомяков, 1988 – Хомяков А.С. О старом и новом: Статьи и очерки. М.: Cовременник, 1988. 461 с.

30. Шмалий – Свящ. В. Шмалий. Бог // Православная энциклопедия. URL: http://www. pravenc.ru/text/149441.html (дата обращения 25.11.2019).