Скачать:

PDF

Автор: Вера Владимировна Сердечная
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, научный редактор, издательский дом «Аналитика Родис» (Краснодар).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Сердечная В.В. Уильям Блейк и Ф.М. Достоевский: история сопоставления // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 3(11). С. 158-168.

Номер журнала: 2020 № 3(11)
Рубрика: КОМПАРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 158-168
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2020-3-158-168
Индекс УДК: 821.161.1+821.111+82.091
Индекс ББК: 83+83.3(2РОС=РУС)1+ 83.3(4)
Ключевые слова: Уильям Блейк, Федор Достоевский, Четыре Зоа, «Братья Карамазовы», модернизм, демиург и Христос, проблема свободы, история критики.
Аннотация: Статья посвящена истории сопоставления произведений Уильяма Блейка и Федора Достоевского в истории литературоведения и культуры. Автор рассматривает историю сопоставлений творчества английского романтика и русского реалиста начиная с лекций Андре Жида 1920-х годов, в которых он использует цитаты из «Бракосочетания рая и ада» Блейка для понимания Достоевского. Жид считал, что их объединяет тема дьявола и очарованность злом, и заложил традиции сопоставления Блейка с Достоевским и Ницше, которые отразились в творчестве Жана Валя и Жоржа Батая. Американский ученый Мелвин Райдер объединял Блейка и Достоевского в переосмыслении структуры христианской Троицы и образа демиурга. Колин Уилсон также сопоставляет Блейка, Достоевского и Ницше в их отношении к христианству, подтверждая традицию отнесения Блейка к литературе модернизма. Чеслав Милош в 1970-е объединяет Блейка и Достоевского как провидцев конца христианского этапа истории: оба они страстно констатируют устрашающее падение человечества в бездну материального мира и невозможность выжить там в прежнем обличье. Шведско-английский исследователь Д. Густафссон в своих статьях 2010-х годов защищал идею о внутреннем единстве писаний Блейка и поэтики Достоевского: пламенный Орк Блейка – той же природы, что и молодые революционеры Достоевского, и проходит тот же путь от бунтаря до тирана. В опере Александра Белоусова «Книга Серафима» (2020) объединяются Ставрогин и блейковская Тэль: режиссер трактует стремление Тэль и Ставрогина как выход из невинности в опыт, и танец Ставрогина с Тэль-Матрешей – не насилие, а юная страсть. Таким образом, у английского романтика Блейка и русского реалиста Достоевского наличествует серьезная и небезосновательная история сопоставления.

Список литературы

1. Густафссон, 2014 – Густафссон Д. Блейк и православие // Язык. Словесность. Культура, 2014. № 1-2. С. 16-36.

2. Жид, 1994 – Жид А. Достоевский. Эссе. Томск: Водолей, 1994. 288 с.

3. Милош, 2018 – Милош Ч. Земля Ульро. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. 472 с.

4. Altizer, 1967 – Altizer Th. J. The Gospel of Christian Atheism. Collin, 1967. 157 p.

5. Caselli, 2009 – Caselli D. Improper Modernism: Djuna Barnes's Bewildering Corpus. Ashgate Publishing, Ltd, 2009. 290 p.

6. Colebrook, 2004 – Colebrook C. Irony. Routledge, 2004. 195 p.

7. Goddard, 1956 – Goddard H.C. Blake's Fourfold Vision. Wallingford, 1956. 33 p.

8. Gustafsson, 2015 – Gustafsson D. Spiritual freedom in Blake and Dostoevsky // Язык. Словесность. Культура, 2015. № 3. P. 25–48.

9. Lipski, 1973 – Lipski J.J. Expressionism in Poland // Expressionism as an International Literary Phenomenon: Twenty-one essays and a bibliography. John Benjamins Publishing, 1973. P. 299-314.

10. Milosz, 1975 – Milosz Ch. Dostoevsky and Swedenborg // Slavic Review, 1975. Vol. 34, No. 2. P. 302-318.

11 Rader, 1927 – Rader M. A Comparison of William Blake and Fyodor Dostoevsky. University of Washington, 1927. 348 p.

12. Rader, 1931 – Rader M. Dostoevsky and the Demiurge // The Sewanee Review, 1931. Vol. 39, No. 3. P. 282-292.

13. Rader, 1958 – Rader M. The Artist as Outsider // The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 1958. Vol. 16, No. 3. P. 306-318.

14. Wilson, 1956 – Wilson С. The Outsider. London: Pan books LTD, 1956. 340 p.