Скачать:

PDF

Автор: Инна Дмитриевна Гажева
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры славянской филологии имени Иллариона Свенцицкого Львовского национального университета имени Ивана Франко (Львов, Украина).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Гажева И.Д. «Кроткая» Ф. Достоевского и «Барьер» П. Вежинова: опыт системно-компаративного прочтения // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 3 (11). С. 180-217.

Номер журнала: 2020 № 3(11)
Рубрика: КОМПАРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 180-217
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2020-3-180-217
Индекс УДК: 821.16.1+821.163.2+1
Индекс ББК: 83+83.3(2=411.2)+86.2
Ключевые слова: Ф. Достоевский, П. Вежинов, «Кроткая», «Барьер», внешняя композиция, фокализация, художественное время, пространственная организация, rite de passage, преображение.

Аннотация: В статье осуществлена попытка выявить системные интертекстуальные связи повестей Ф. Достоевского «Кроткая» и П. Вежинова «Барьер» (а также отдельные интертекстуальные связи повестей «Сон смешного человека» и «Барьер») и показать, как их экспликация способствует постижению художественной концепции каждого из произведений. Методологическим фундаментом исследования является понимание интертекстуальности как продукта прочтения (а не феномена «письма»), в соответствии с которым П. Вежинов и Ф. Достоевский – писатели, принадлежащие разным национальным культурам и историческим эпохам, – в определенном смысле становятся современниками. Соответственно, повесть «Кроткая», написанная ранее, обогащается смыслами в результате ее сравнения с повестью «Барьер». Равно как и последняя – за счет сравнения с повестью Достоевского. Основанием для сравнения повестей выступает сходство на уровне фабул, типа повествования, системы персонажей. При этом пути трансформации фабулы в сюжет, такие как: внешняя композиция, фокализация, организация модально-временного и пространственного планов – глубоко разнятся. Особо важную роль в этом смысле играет пространственная организация произведений, ибо в основу сюжетной схемы обеих повестей положен один из типов rite de passage – переход из жизни «в другую жизнь». Вопросу о том, состоялся ли этот переход и произошло ли в результате духовное преображение главных героев, и посвящена данная статья.

 

Список литературы

1. Богданова, 2008 – Богданова О.А. Под созвездием (Художественная проза рубежа ХІХ-ХХ века в аспекте жанровой поэтики русской классической литературы). Москва: Издво Кулагиной – Intrada, 2008. 312 с.

2. Бугаева, 2010 – Бугаева Л. Литература и rite de passage. СПб.: ИД «Петрополис», 2010. 386 с.

3. Вежинов, 1985 – Вежинов П. Избранное. В 2-х т. Т.2. Барьер; Измерения: Повести; Весы: Роман. Пер. с болг. М.: Худож. лит., 1985. 383 с.

4. Вежинов, 1986 – Вежинов П. Фантастичното – един ключ към тайната за човека: Интервю на Е.Райчева от 1982 г. // Книга за П. Вежинов. София, 1986. С.208-213.

5. Гажева, 2020 – Гажева И.Д. «…егда захождаше солнце»: свет вечерний в произведениях Ф.М. Достоевского и Андрея Белого // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 1(9). С. 51-82.

6. Достоевский, 1972–1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972– 1990.

7. Есаулов, 2018 – Есаулов И.А. Художественный мир Достоевского в свете оппозиции «юродство/шутовство» и оппозиция Бахтина (на материале фантастического рассказа «Кроткая» // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2018. № 36. С. 75-86.

8. Женнет, 1998 – Женнет Ж. Работы по поэтике. Москва: Издательство имени Сабашниковых, 1998. URL: http://niv.ru/doc/zhenett-raboty-po-poetike/utopiya-literatury.htm (дата обращения: 03.02.2020)

9. Касаткина, 2015 – Касаткина Т.А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.

10. Классификация психических расстройств МКБ-10. Клинические описания и диагностические указания. URL: http://web.krao.kg/10_psihologia/0_pdf/5.pdf (дата обращения: 21.04.2020).

11. Лотман, 1997 – Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // Лотман Ю. М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958–1993). История русской прозы. Теория литературы. Санкт-Петербург: Искусство, 1997. С. 622–658.

12. Лотман, 1998 – Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб.: «Искусство–СПБ», 1998. С. 14–285. URL: https://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/Literat/Lotman/_15.php (дата обращения: 26.03.2020)

13. Михновец, 2005 – Михновец, Н. Г. 136-й псалом в творчестве Достоевского. В: Г. М., Фридлендер, ред. Достоевский. Материалы и исследования. Т. 17. Санкт-Петербург: Наука, 2005. С.61–91.

14. Ранние славянофилы, 1910 – Ранние славянофилы: А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. и И.С. Аксаковы / Сост. Н.Л. Бродский. М.: Т-во И.Д. Сытина, 1910. LXVI, 206 с.

15. Седакова, 2010 (1) – Седакова О.А. «Неудавшаяся эпифания»: два христианских романа, «Идиот» и «Доктор Живаго» // Седакова О.А. Четыре тома. Том ІІІ. Poetica.М.: ПРОМЕДИА: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. С.376-393.

16. Седакова, 2010 – Седакова О.А. О покаянии и раскаянии. URL: http://www. olgasedakova.com/Moralia/1775 (дата обращения: 18.03.2020)

17. Соловьев, 1979 – Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М.Достоевского. М.: Советский писатель, 1979. 349 с.

18. Сузи, 2016 – Сузи В.Н. Икона в повести Достоевского «Кроткая»: о доминантной и служебной детали. URL: http://litbook.ru/article/9746/ (дата обращения: 12.01.2020)

19. Степанян, 2010 – Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. Санкт-Петербург: Крига, 2010. 400 c.

20. Степанян, 2013 – Степанян К.А. Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени. М.: Языки славянской культуры, 2013. 368 c.

21. Топоров, 1995 – Топоров В. Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаичными схемами мифологического мышления [«Преступление и наказание»] // Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М.: ИГ «Прогресс» – «Культура», 1995. С. 193-258.

22. Тюпа, 2018 – Тюпа В.И. Дискурсные формации: очерки по компаративной риторике. М.: Издательство Юрайт, 2018. 274 с.

23. Чжан Бянгэ, 2018 – Чжан Бянгэ. Любовь, заблокированная гордыней: об иллюзорности системы и механизме смерти в рассказе «Кроткая» // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2018. № 22. С. 85-101.

24. Шмид, 2003 – Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.