Скачать:

PDF

Автор: Виктор Михайлович Димитриев
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, старший преподаватель, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, наб. Канала Грибоедова, д. 123, 190000 г. Санкт-Петербург, Россия, младший научный сотрудник, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, наб. Макарова, д. 4, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия,

https://orcid.org/0000-0002-2801-3511

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Димитриев В.М. Сопротивление памяти в «Исповеди» Ставрогина // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, 2021. № 1 (13). С. 82-105. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-1-82-105

Дата поступления: 19.08.2020
Дата публикации: 25.03.2021
Номер журнала: 2021 № 1(13)
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 82-105
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-1-82-105
Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)
Ключевые слова: Достоевский, поэтика, «У Тихона», исповедь, память, видение.
Аннотация: В статье речь пойдет о сопротивлении памяти как характерной особенности речи персонажей в романах Достоевского и о том, каким образом это сопротивление выражается в композиции и повествовательных установках исповедальных текстов. Материалом служит один фрагмент из неопубликованной главы «У Тихона» из неосуществленного варианта романа «Бесы»: покупка героем фотокарточки «одной девочки», которая воспринимается в рассказе героя как фотография самой Матреши. Особенное внимание уделяется организации воспоминаний в «исповеди» и продуктивным случаям нарушения памяти, которые, с одной стороны, являются конструктивными элементами жанра литературной исповеди, с другой стороны, в каждом конкретном случае у Достоевского становятся оригинальным «инструментом» самопознания героя. Знаковое нарушение памяти рассматривается в статье в связи с проблемами повествования в «исповеди» Ставрогина, психологией героя и визуальным рядом «исповеди».

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-012-90002 «Проблемы текстологии и поэтики романного творчества Ф.М. Достоевского: текст как источник и объект интерпретации».

 

Список литературы

1. Антоний (Храповицкий) митр., 1921 – Антоний (Храповицкий) митр. Словарь к творениям Достоевского. София: Российско-болгарское книгоиздательство, 1921. 192 с.

2. Бахтин, 2002 – Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Русские словари; Языки славянской культуры, 2002. Т. 6. С. 6-300.

3. Бем, 1938 – Бем А.Л. Достоевский. Психоаналитические этюды. Берлин: Петрополис, 1938. 194 с.

4. Вахтель, 2002 – Вахтель Э. «Идиот» Достоевского. Роман как фотография // Новое литературное обозрение. 2002. № 57. С. 126-143.

5. Волгин, 1991 – Волгин И.Л. «Родиться в России…». Достоевский и современники: жизнь в документах. М.: Книга, 1991. 608 с.

6. Гроссман, 1996 – Гроссман Л.П. Стилистика Ставрогина: К изучению новой главы «Бесов» // Достоевский Ф.М. «Бесы»: Роман в трех частях. «Бесы»: Антология русской критики. М.: Согласие, 1996. С. 606-614.

7. Долинин, 1996 – Долинин А.С. «Исповедь Ставрогина» (В связи с композицией «Бесов») // Достоевский Ф.М. «Бесы»: Роман в трех частях. «Бесы»: Антология русской критики. М.: Согласие, 1996. С. 534-559.

8. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

9. Захаров, 2013 – Захаров В.Н. Имя автора – Достоевский. Очерк творчества. М.: Издательство «Индрик», 2013. 456 с.

10. Золотько, 2018 – Золотько О.В. Психология сна о «золотом веке» героя рассказа Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2018. № 1. С. 107-120.

11. Касаткина, 2004 – Касаткина Т.А. Два образа солнца в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Касаткина Т.А. О творящей природе слова. М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 438-446.

12. Катто, 1978 – Катто Ж. Пространство и время в романах Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. 1978. Т. 3. С. 41-53.

13. Ковалевская, 1974 – Ковалевская С.В. Воспоминания. Повести. М.: Наука, 1974. 560 с.

14. Ковач, 1985а – Ковач Арп. Память как принцип сюжетного повествования. «Записки из подполья» Достоевского // Wiener Slawistischer Almanach. 1985. Band 16. С. 81-97.

15. Ковач, 1985б– Ковач Арп. Роман Достоевского: Опыт поэтики жанра. Budapest: Tankonvynkiado, 1985. 370 с.

16. Комарович, 1996– Комарович В.Л. Неизданная глава романа «Бесы»: («Исповедь Ставрогина»)// Достоевский Ф.М. «Бесы»: Роман втрех частях. «Бесы»: Антология русской критики. М.: Согласие, 1996. С. 567-573.

17. Криницын, 2001 – Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека. К антропологии Ф.М. Достоевского. М.: Диалог МГУ: МАКС Пресс, 2001. 370 с.

18. Лихачев, 1981 – Лихачев Д.С. «Летописное время» у Достоевского // Лихачев Д.С. Литература – реальность – литература. М.: Советский писатель, 1981. С. 97-116.

19. Пекуровская, 2004 – Пекуровская А. Страсти по Достоевскому: Механизмы желаний сочинителя. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 601 с.

20. Перлина, 2017 – Перлина Н. Тексты-картины и экфразисы в романе Достоевского «Идиот». М.: Алетейя: Историческая книга, 2017. 290 с.

21. Сань, 2008 – Сань Ж. Портреты на любой вкус. Фотоателье // Новая история фотографии. Милан: Machina; Андрей Наследников, 2008. С. 103-130.

22. Собрание Дома Джорджа Истмена, 2010 – Собрание Дома Джоржда Истмена. История фотографии. С 1839 года до наших дней. Сингапур: Tachen; АРТ-РОДНИК, 2010. 766 c.

23. Степанян, 2010 – Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. СПб.: Книга, 2010. 400 с.

24. Щенников, 2001 – Щенников Г.К. «Журнал Печорина» и «Исповедь Ставрогина»: анализ деструкции личности // Шенников Г.К. Целостность Достоевского. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. С. 375-390.

25. Якубова, 2012 – Якубова Р.Х. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: искусство диалога и синтеза. Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. 102 с.