Скачать:

PDF

Автор: Борисова Валентина Васильевна
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой русской литературы БГПУ им. М. Акмуллы, ул. Октябрьской революции, д. 3/а, 450008, г. Уфа, Россия.

http://orcid.org/0000-0002-9011-0160

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Борисова В.В. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021. № 3 (15). С. 196-214. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-3-196-214

Дата поступления: 12.04.2021
Дата публикации: 25.09.2021
Номер журнала: 2021 № 3(15)
Рубрика: ДОСТОЕВСКИЙ В XX-XXI ВЕКЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 196-214
DOI: https://doi.org/10.22455/2541-7894-2021-3-196-214
Индекс УДК: 821.16.1.0
Индекс ББК: 83.3(2РОС=РУС)
Ключевые слова: Достоевский, «Подросток», современное состояние изучения, результаты и перспективы
Аннотация: В обзорной статье анализируется современное состояние изучения романа Ф. М. Достоевского «Подросток». Точкой отсчета является академическая традиция комментирования его текста, обеспечившая текстологические достижения в 1960–1970 годы. Сегодня очевиден новый виток текстологического исследования и комментирования романа. Магистральными направлениями в достоевсковедении стали выявление духовного смысла «Подростка», его поэтика и источниковедение, хотя в целом современные исследования отличаются разнообразием научных дискурсов – психологического, исторического, культурологического, лингвистического и др. В собственно литературоведческом плане заметно усиление интереса отечественных и зарубежных ученых к поэтике романа, к анализу роли «христианского предания» в нем. Традиционно он продолжает рассматриваться в системе «великого пятикнижия». В целом ряде монографий раскрывается художественная преемственность и уникальность «Подростка», который на разных типологических основаниях вписывается в единый метатекст жизни и творчества Достоевского. Сохраняется в науке типологический, сравнительно-исторический подход к изучению этого произведения писателя, хотя его литературный контекст не сильно расширился. Заметное место в современном достоевсковедении занимают работы, посвященные нарраталогии романа «Подросток», а также его жанровой характеристике. Традиционное определение произведения Достоевского как романа-воспитания сменилось новой, модифицированной формулой. Особое внимание уделено немногим монографиям о «Подростке». Наряду с обзором, дающим определенное представление о современном состоянии изучения романа, в статье намечены его перспективы. Многослойная «реальность» произведения Достоевского требует комплексного – реально-биографического, историко-литературного и мифопоэтического (в широком смысле) – комментария, который может обеспечить полноту рецепции романа «Подросток», особенно в массовом культурном восприятии.

Список литературы

1. Бабук, 2012 – Бабук А.В. Художественный прием «мир глазами ребенка» в романе Ч. Диккенса «Большие надежды» и Ф.М. Достоевского «Подросток» // Вопросы русской литературы. 2012. № 22 (79). С. 190-207.

2. Бердяев, 1990 – Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. М.: Книга, 1990. С. 217-218.

3. Бёртнес, 1998 – Бёртнес Ю. «Христос-отец»: к проблеме противопоставления отца кровного и отца законного в «Подростке» Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5. С. 409-415.

4. Баталова, 2018 – Баталова Т.П. Поэтика эпилога романа Достоевского «Подросток» // Проблемы исторической поэтики. 2018. Т. 16. № 1. С. 140-154. 5. Бискаева, 2013 – Бискаева А.В. Роман о «случайном семействе» как жанровая модификация семейного романа: «Подросток» Ф.М. Достоевского // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2013. Т. 12. № 2. С. 241-243.

6. Борисова, Шаулов, 2020 – Борисова В.В., Шаулов С.С. «Клуб червонных валетов» в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Неизвестный Достоевский. 2020. Т. 7. № 3. С. 149-165. https://doi.org/10.15393/j10.art.2020.4781

7. Бутенина, 2016 – Бутенина Е.М. Исповедальность Достоевского и современный американский роман о подростке // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. № 2 (34). С. 94-100. https://doi.org/10.17072/2037-6681-2016-2-94-100

8. Викторович, 2008 – Викторович В.А. Подросток // Достоевский: Сочинения, письма, документы: Словарь-справочник / сост. и науч. ред. Г.К. Щенников, Б.Н. Тихомиров. СПб.: Пушкинский Дом, 2008. С. 132-139.

9. Викторович, 2019 – Викторович В.А. Достоевский. Писатель, заглянувший в бездну. М.: Rosebud Publishing, 2019. 452 с. 10. Воронина, 2015 – Воронина Э.А. «Подросток» Ф.М. Достоевского как роман воспитания: своеобразие жанровой модели // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2015. Т. 12. № 2. С. 15-21.

11. Гаричева, 2012 – Гаричева Е.А. Преображение личности в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Проблемы исторической поэтики. 2011. № 9. С. 201-215.

12. Геригк, 2012 – Геригк Х.-Ю. О «Подростке» Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2012. № 28. С. 11-30.

13. Геригк, 2016 – Геригк Х.-Ю. Литературное мастерство Достоевского в развитии. От «Записок из Мертвого дома» до «Братьев Карамазовых» / авториз. пер. с нем. и науч. ред. К. Ю. Лаппо-Данилевского. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома; Нестор-История. 2016. 320 с.

14. Григорьев, 2009 – Григорьев А.Г. Аскетика и мистика в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Филологические науки. 2009. № 3. С. 67-76.

15. Демченкова, 2001 – Демченкова Э.А. «Подросток» Ф.М. Достоевского как роман воспитания (жанр и поэтика): дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2001. 326 с.

16. Димитриев, 2018 – Димитриев В. Подросток Вадим Масленников: о полемике с Ф.М. Достоевским В «Романе с кокаином» М. Агеева // Летняя школа по русской литературе. 2018. Т. 14. № 2-3. С. 295-310.

17. Долинин, 1963 – Долинин А.С. Последние романы Достоевского. Как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». М.; Л.: Советский писатель, 1963. 342 с.

18. Достоевский, 1972–1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

19. Живолупова, 2005 – Живолупова Н.В. Размышления о судьбах русского дворянства на страницах романов Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и Ф.М. Достоевского «Подросток» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. 2005. № 1. С. 14-18.

20. Иванова, 2017 – Иванова Е.А. Образ незаконнорожденного в классическом романе XIX века. Типологическое сходство Аркадия Долгорукого (Ф.М. Достоевский «Подросток») и Эстер Саммерсон (Ч. Диккенс «Холодный дом») // Актуальные вопросы изучения мировой культуры в контексте диалога цивилизаций: Россия – Запад – Восток. XVIII Кирилло-Мефодиевские чтения. 2017. С. 395-402.

21. Иванова, 2019 – Иванова Е.А. Родительские архетипы в романе Ф. М. Достоевского «Подросток» // Мир науки, культуры, образования. 2019. № 2 (75). С. 403-406.

22. Изместьева, 2006 – Изместьева Н.С. Об одном евангельском сюжете у Ф.М. Достоевского // Вестник Удмуртского государственного университета. Серия «История и филология». 2006. № 1. С. 35-46.

23. Кантор, 2008 – Кантор В. Трагические герои Достоевского в контексте русской судьбы (роман «Подросток») // Вопросы литературы. 2008. № 6. С. 119-151.

24. Капустина, 2011 – Капустина С.В. Концепт «Беспорядок» в поле нехудожественных ретрансляций Ф.М. Достоевского // Достоевский и современность. Материалы XXV Международных Старорусских чтений 2010 года. 2011. С. 115-124.

25. Касаткина, 1996 – Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. 336 с.

26. Касаткина, 2004 – Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

27. Касаткина, 2015 – Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.

28. Криницын, 2017 – Криницын А.Б. Сюжетология романов Ф.М. Достоевского. М.: МАКС Пресс, 2017. 454 с.

29. Ку, 2007 – Ку Б.-И. Структура «идеи» главного героя романа Ф.М. Достоевского «Подросток» // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2007. № 1. С. 141-147.

30. Ковалев, 2010 – Ковалев О.А. Парадоксальность нарративных стратегий в романе «Подросток»: Аркадий Долгорукий VS Федор Достоевский //Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2010. № 4 (82). С. 106-116.

31. Лепахин, 2000 – Лепахин В. Икона в творчестве Достоевского («Братья Карамазовы», «Кроткая», «Бесы», «Подросток», «Идиот») // Достоевский: материалы и исследования. 2000. Т. 15. С. 237-263.

32. Лунде, 1998 – Лунде И. От идеи к идеалу – об одном символе в романе Достоевского «Подросток» // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5. С. 416-423.

33. Макаричева, 2019 – Макаричева Н.А. Художественная гендерология в творческих исканиях Ф.М. Достоевского: дис. … докт. филол. наук. СПб., 2019. 310 с.

34. Михнюкевич, 1994 – Михнюкевич В.А. Русский фольклор в худ. системе Ф.М. Достоевского. Челябинск: Челяб. гос. ун-т. 1994. 319 с.

35. Власкин, 1994 – Власкин А.П. Творчество Ф.М. Достоевского и народная религиозная культура. Магнитогорск: Изд-во Магнитогор. гос. пед. ин-та, 1994. 195 с.

36. Невшупа, 2007 – Невшупа И.Н. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: типы и архетипы: дис. … канд. филол. наук. Краснодар, 2007. 179 с.

37. Невшупа, 2007 – Невшупа И.Н. Архетип «Подростка» в творчестве Ф.М. Достоевского // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007, № 17 (43). С 235-238. 38. Никитина, 2003 – Никитина С.В. Протестанская аскетика в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Вестник Челябинского государственного университета. 2003. № 2 (16). С. 176-179.

39. Панкова, Шурыгина, 2007 – Панкова Л.И., Шурыгина С. Специфика психологического романа (по произведению Ф.М. Достоевского «Подросток») // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2007. № 8. С. 65-70.

40. Пухачёв, 2006 – Пухачёв С.Б. Поэтика жеста в произведениях Ф.М. Достоевского: на материале романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»: дис. ... канд. филол. наук. Великий Новгород, 2006. 224 с.

41. Роман «Подросток» – Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения / ред.-сост. В. А. Викторович. Коломна: КГПИ, 2003. 262 с.

42. Рыгалова, 1984 – Рыгалова Л.С. Достоевский и Толстой в середине 1870-х годов («Подросток» и «Анна Каренина»): дис. ... канд. филол. наук. Л., 1984. 227 c.

43. Савченко, 1982 – Савченко Н.К. Сюжетосложение романов Ф.М. Достоевского. М.: Изд-во МГУ, 1982.125 с.

44. Сараскина, 2020 – Сараскина Л.И. Были и небылицы в сериале о «нехрестоматийном Достоевском» // Неизвестный Достоевский. 2020. № 4. С. 70-105. https://doi.org/10.15393/ j10.art.2020.5061

45. Сафонова, 2015 – Сафонова С.Г. Вербализация концепта «богатство» на материале романа Ф.М. Достоевского «Подросток» // И.А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика. V Бодуэновские чтения: труды и материалы. 2015. С. 261-263.

46. Семенов, 1979 – Семенов Е.И. Роман Достоевского «Подросток»: (Проблематика и жанр). Л.: Наука, 1979. 167 с.

47. Словарь, 2008, 2010, 2012, 2017 – Словарь языка Достоевского / гл. ред. Ю. Н. Караулов. М.: Азбуковник, 2008, т. 1; 2010, т. 2; 2012, т. 3; 2017 т. 4,.

48. Смирнов, 2005 – Смирнов А.Г. Документалистика и идеи романов Ф.М. Достоевского «Бесы» и «Подросток» // Клио. 2005. № 2 (29). С. 185-193.

49. Степанян, 2010 – Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф.М. Достоевского. СПб.: Крига, 2010. 400 с.

50. Сыромятников, 2014 – Сыромятников О.И. Поэтика русской идеи в великом пятикнижии Ф.М. Достоевского. СПб.: Маматов, 2014. 368 с.

51. Сытина, 2020 – Сытина Ю.Н. «Математическая» проблема в «Подростке» Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 3. С. 144-170.

52. Тарасова, 2015 – Тарасова Н.А. Неопубликованные записи к роману Ф.М. Достоевского «Подросток» // Неизвестный Достоевский. 2015. Т. 2, № 3. С. 3-21.

53. Тарасова, 2014 – Тарасова Н.А. Особенности творческого процесса Достоевского (На материале рукописей романа «Подросток») // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2014. № 31. С. 13-37.

54. Тарасова, 2015 – Тарасова Н.А. Семантика и идеография условных знаков в черновых рукописях романа Ф. М. Достоевского «Подросток» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия Общественные и гуманитарные науки. 2009. № 10 (104). С. 45-52.

55. Тарасова, 2007 – Тарасова Н.А. Графология – биография – контекст: Новое имя в черновиках к роману Достоевского «Подросток» // Новое литературное обозрение. 2007. № 85. С. 219-231.

56. Тарасова, 2012 – Тарасова Н.А. Образ заходящего солнца в романе «Подросток»: Достоевский и Диккенс // Русская литература. 2012. № 1. С. 124-132.

57. Тарасова, 2010 – Тарасова Н.А. Проблемы текстологического изучения романа «Подросток». Анализ ошибок воспроизведения рукописного текста Достоевского // Достоевский и современность. М-лы XXIV Межд. Старорусских чтений 2009 года. 2010. С. 301-310.

58. Тарасова, 2011 – Тарасова Н.А. Проблемы текстологии Ф.М. Достоевского: роман «Подросток» и «Дневник писателя» за 1876-1877 гг.: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011. 554 с.

59. Угрехелидзе, 2006 – Угрехелидзе В.Г. Поэтика социально-криминального романа (западноевропейский канон и его трансформация в русской литературе XIX века: «Большие надежды» Ч. Диккенса и «Подросток» Ф.М. Достоевского): дис. … канд. филол. наук. М., 2006. 218 с.

60. Федорова, 2021 – Федорова Е.А. Церковный календарь, евангельский и литургический текст в романе «Подросток» и «Дневнике Писателя» (1876) Ф.М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 1. С. 258-282. https://doi.org/10.15393/ j9.art.2021.9182

61. Фортунатов, 2018 – Фортунатов Н.М. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» как художественная концепция русского характера // Вопросы культурологии. 2018. № 11. С. 85-89.

62. Честнова, 2010 – Честнова Н.Ю. Об исповедальной интенции в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Грехнёвские чтения: Словесный образ и литературное произведение. 2010. С. 77-82.

63. Чудова, 2011 – Чудова О.И. Аркадий Долгорукий как литературный прототип главного героя романа Ф.Н. Горенштейна «Место» // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 1. № 1. С. 67-74.

64. Шаваринская, 2012 – Шаваринская С.Р. Сопоставление концептов «подросток» и «тинэйджер» в русской и американской литературе (на примере романов Ф.М. Достоевского «Подросток» и Дж.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи») // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 2. С. 154-157.

65. Шаваринская, 2015 – Шаваринская С.Р. Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой в 1870-е годы (творческий диалог и типологические параллели): дис. … канд. филол. наук. Кострома, 2015. 244 с.

66. Шараков, 2020 – Шараков С.Л. Мотив блудного сына в романе «Подросток» // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2020. № 3 (28). С. 3-17. https:// doi.org/10.34680/2411-7951.2020.3(28).17

67. Шаулов, 2020 – Шаулов С.С. «Куманинское дело» и роман «Подросток»: рецептивный аспект // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 4(12). С. 105-116. https://doi.org/10.22455/2541-7894-2020-4-105-116

68. Шумская, Карпенко, 2019 – Шумская А.С., Карпенко Г.Ю. Проблема идентичности героя в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Национальные образы мира в литературе. Сб. статей по материалам Международной XXXVI Зональной конференции литературоведов Поволжья. Мининский университет. 2019. С. 108-112.

69. Якубова – Якубова Р.Х. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: искусство диалога и синтеза. Уфа: РИЦ БашГУ, 2012. 102 с.

70. Gerigk, 1965 – Gerigk H.-J. Versuch über Dostoevskijs Jüngling. Ein Beitrag zur Theorie des Romans. München: Wilhelm Fink Verlag, 1965. 203 S.

71. Gerigk, 2018 – Gerigk H.-J. Hesses Demian und Dostojewskijs Jüngling // Recht und Gerechtigkeit bei Fjodor Dostojewskij : Recht und Gerechtigkeit in der Romanwelt und Publizistik des russischen Schriftstellers. Berlin; Bern; Wien: Peter Lang, 2018. S. 21-40.

72. Corrigan, 2017 – Corrigan Yu. Dostoevsky and the Riddle of the Self. Evanstone, Illinois: Northwestern Univerisity Press, 2017. 238 p.