Скачать:

PDF

Автор: Людмила Ивановна Сараскина
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, главный научный сотрудник cектора художественных проблем массмедиа, Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, 125009 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0003-4844-4930

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Сараскина Л.И. «Преступление и наказание» в зарубежных киноверсиях: трансформации хронотопа // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 2 (18). С. 192–226. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-2-192-226

Дата поступления: 29.04.2022
Дата публикации: 25.06.2022
Номер журнала: № 2 (18) 2022
Рубрика: Достоевский на сцене
Страницы: 192-226
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-2-192-226
EDN:

https://elibrary.ru/QGNYJV

Индекс УДК: 821.161.0
Индекс ББК: ББК 83.3(2=411.2)
Ключевые слова: Достоевский, «Преступление и наказание», зарубежный кинематограф, трансформации хронотопа, панорама экранизаций, режиссерские решения, эпилог, построманная судьба героя.
Аннотация: В статье рассмотрены единственная сохранившаяся немая и двенадцать звуковых зарубежных экранизаций и адаптаций романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», созданных кинематографистами Европы, Азии, Северной и Южной Америк, а также Австралии — в форматах «буквально», «по мотивам», «по ассоциации с» или «с отсылкой на» — в период с 1923 по 2016 годы. Анализируются принципиальные подходы кинематографистов к работе с литературными первоисточниками, а также творческие ресурсы доминирующего режиссерского императива («Я так вижу») при переводе с языка книги на язык кино. Содержание и качество киноадаптаций «Преступления и наказания» исследуются в статье с точки зрения трансформаций хронотопа. В какое время и куда переносится действие романа или оно остается в своем историческом времени и на своем географическом месте? Что происходит с сюжетом, образами героев и смыслом романа в случае переноса его действия в иную культурную среду и/или в иное историческое время? Как трактуется проблема эпилога романа, то есть перспектива обновления и возрождения Раскольникова в построманное время? Судьба Раскольникова, как показывает панорама экранизаций, до сих пор «болит» мировому кинематографу. Слишком вписался герой романа в истекшее столетие, слишком рифмуется он с трагической судьбой века.

Список литературы

1. Архангельский, 2007 — Архангельский А. Упал-раскаялся // Огонек. 2007. № 48. 26 ноября – 2 декабря.

2. Баг П. фон, 1984 — Баг П. фон. Аки Каурисмяки. Преступление и наказание. URL: https://aki-kaurismaki.ru/pfb/prest.htm (дата обращения 16.04.2022).

3. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

4. Каган, 1972 — Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 440 с.

5. Лебедев, 1965 — Лебедев Н.А. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918–1934 годы. Изд. 2-е. М.: Искусство, 1965. URL: http://www.bookol.ru/spravochnaya_literatura_main/iskusstvo_i_dizayn/171706/fulltext.htm (дата обращения 12.04.2022).

6. Нечаев, 1869 — Нечаев С.Г. Катехизис революционера. Женева: Тип. Л. Чернецкого, 1869. URL: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/nech_kateh.php (дата обращения 19.04.2022).

7. «Раскольников» — «Раскольников», Кинопоиск. URL: https://www.kinopoisk. ru/film/222478/ (дата обращения 10.04.2022).

8. Рецензия, «Похвала...» — [Рецензия]. Похвала и четверть разочарования. URL: http://www.kinopoisk.ru/film/158905/ord/date/ (дата обращения 13.04.2022).

9. Рецензия — Рецензия. URL: https://kinonavigator.ru/films/203435 (дата обращения: 15.04.2022).

10. Сараскина, 2018 — Сараскина Л.И. Литературная классика в соблазне экранизаций. Столетие перевоплощений. М.: Прогресс-Традиция, 2018. 584 с.

11. Сигле, 2007 — Сигле А. Достоевский не киношный писатель. URL: http://www.vz.ru/culture/2007/12/3/129014.html (дата обращения 19.04.2022).

12. Baron_wolf, 2011 — Baron_wolf. «Crime and Punishment». Достоевский в руках Йозефа фон Штернберга. URL: https://baron-wolf.livejournal.com/161787.html (дата обращения 12.04.2022).

13. Greene, 1980 — Greene G. The Pleasure-Dome: The Collected Film Criticism, 1935–40 / ed. by Taylor, John Russell. Oxford [Oxfordshire]; New York: Oxford University Press. 1980. 284 p.

14. Juliya3, 2017 — Juliya3. Вуди vs Федор. URL: https://irecommend.ru/content/vudi-vs-fedor (дата обращения 17.04.2022).

 

Список видеозаписей

1. «Матч-пойнт», 2005 — «Матч-пойнт». Фильм. Режиссёр — Вуди Аллен. США, Великобритания. 2005. 

2. «Нина», 2004 — «Нина». Режиссёр — Эйтор Далия. Фильм. Бразилия. 2004. 

3. «Раскольников», 1923 — «Раскольников». Фильм. Режиссёр — Роберт Вине. Германия. 1923. 

4. «Преступление и наказание», 1935 — «Преступление и наказание». Фильм. Режиссёр — Джозеф фон Штернберг. США. 1935. 

5. «Преступление и наказание», 1998 — «Преступление и наказание». Фильм. Режиссёр — Джозеф Сарджент. США. 1998. 

6. «Преступление и наказание», 2002 — «Преступление и наказание». Фильм. Режиссёер — Менахем Голан. США, Польша, Россия. 2002. 

7. «Преступление и наказание». 1983 — «Преступление и наказание». Фильм. Режиссёр — Аки Каурисмяки. Финляндия. 1983. 

8. «Преступление и наказание», 1956 — «Преступление и наказание». Фильм. Режиссёр — Жорж Лампен. Франция. 1956. 

9. «Студент», 2012 — «Студент». Фильм. Режиссёр — Дарежан Омирбаев. Казахстан. 2012.