Скачать:

PDF

Автор: Эниса Успенская
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, профессор факультета драматических искусств, Университет художеств, бульвар Уметности, д. 20, 10070 г. Белград, Сербия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Успенская Э.М. Актуализация эпилога романа «Преступление и наказание» в кинематографических трансформациях // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 3 (19). С. 101–132. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-3-101-132

Дата поступления: 30.06.2022
Дата публикации: 25.09.2022
Номер журнала: № 3 (19) 2022
Рубрика: Достоевский на сцене
Страницы: 101–132
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-3-101-132
EDN:

https://elibrary.ru/FAXBZM

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2=411.2)
Ключевые слова: Достоевский, «Преступление и наказание», эпилог, трансформация, актуализация, трансмедиальность, киноискусство, раскольниковский метатекст, диалогизм.
Аннотация: В статье идёт речь о трансформациях «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского, с акцентом на актуализацию эпилога романа в мировом киноискусстве, с начала ХХ до начала ХХI века. В работе рассмотрены кинокартины, имеющие значительную важность для духа времени своей эпохи, которые, в то же время, и наиболее активно участвовали в создании культурного феномена — трансмедиального раскольниковского метатекста. Анализом выявлен диалогизм авторов фильмов по отношению к эпилогу, заключающему в себе «первоначальную мысль» романа. Говорится о нескольких вариантах экранных интерпретаций эпилога «Преступления и наказания». В первом случае автор развивает мысль Достоевского: герой перестаёт мыслить в категориях «право имеющих» и «вседозволенности» и переходит к новому мировоззрению («Раскольников» Роберта Вине, одноимённые с романом фильмы Йозефа фон Штенберга и Жоржа Лампена, «Карманник» Робера Брессона). Во втором случае герой остаётся уверен в своей идее и правоте собственных убеждений, однако идёт на явку с повинной («Преступления и наказания» Льва Кулиджанова и Аки Каурисмяки). В третьем случае герой остаётся привержен своим принципам, но его постигает рука закона («Верёвка» Альфреда Хичкока, «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара). Есть и четвёртый вариант, когда герой не сдаётся полиции, не признаётся в преступлении и продолжает жить как раньше («Тихие страницы» Александра Сокурова и «Матч-пойнт» Вуди Аллена). Пятый вариант подразумевает, что герой даже не скрывается от закона и продолжает быть частью существующей общественной системы («Таксист» Мартина Скорцезе, «Нина» Хейтора Далия).

Список литературы

1. Бем, 1938 — Бем А.Л. «Фауст» в творчестве Достоевского // Записки Научно-исследовательского объединения. 1938. № 5. С. 109–135.

2. Бердяев, 1994 — Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: в 2 т. М.: Искусство, 1994.

3. Горький, 1949–1955 — Горький А.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. М.: Гостлитиздат, 1949–1955.

4. Голерок, 2022 — Голерок В. Художественный фильм: «Преступление и наказание» URL: https://www.russkoekino.ru/books/ruskino/ruskino-0083.shtml (дата обращения: 28.06.2022).

5. Гусятников, 2004 — Гусятников Е. «Трансцендентальный» и «стиль» // Киноведческие записки. 2004. № 70. С. 338–373.

6. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л: Наука, 1972–1990.

7. Ельчанинофф, 2012 — Ельчанинофф Л. Достоевский и Брессон: «Действительность чисто духовного порядка» // Французская литературная классика на отечественном экране и русская на французском 2012: сб. статей. М.: ВГИК, 2022. С.44–57.

8. Йоанс, 1998 — Йоанс Г. Гностицизм. Гностическая религия: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. СПб.: Лань, 1998. 384 с.

9. Касаткина, 2004 — Касаткина Т.А. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

10. Касаткина, 2015 — Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.

11. Мережковский, 1995 — Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. 618 с.

12. Рецензии, 2022 — Рецензии на фильм «Тихие страницы». URL: https://www.kinopoisk.ru/film/40759/reviews/ (дата обращения: 28.06.2022).

13. Седмица.RU, 2021 — В израильской синагоге IV века н. э. нйдена византийская подвеска с изображением св. Георгия Побелоносца // Седмица.ру, 01.10.2021. URL: https:// www.sedmitza.ru/text/10034076.html (дата обращения: 28.06.2022).

14. Фридлендер, 1964 — Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964, 405 с.

15. Шрейдер, 2000 — Шрейдер П. Вероятно, Робер Брессон / пер. с англ. Н. Цыркун // Киноведческие записки. 2000. №. 46. С. 337–347.

16. Эфр, 2000 — Эфр А. Мир Робера Брессона / пер. с англ. Е.А. Сазоновой // Киноведческие записки. 2000. №. 46. С. 323–335.

17. Goldmann, 1980 — Goldmann L. Skriveni bog. Belgrade: BIGZ, 1980. 557 p.

18. Greimas, Courtés, 1979 — Greimas A.J., Courtés, J. Sémiotique Dictionnarie raisonne de la théorie du langage. Paris: Hachette, 1979. 270 p.

19. Pavis, 1987 — Pavis P. Dictionnare Du Théâtre, Paris: Dunod, 1996. 506 p.

 

Список фильмов

1. «Веревка», 1948, (США), Альфред Хитчкок.

2. «Карманник», 1958, (Франция), Робер Брессон.

3. «На последнем дыхании», 1960, (Франция), Жан Люк Годар.

4. «Нина», 2004, (Бразилия), Эйтор Далия.

5. «Матч Поинт», 2005, (Великобритания), Вуди Ален.

6. «Преступление и наказание», 1935, (США), Йозеф фон Штенберг.

7. «Преступление и наказание», 1956, (Франция), Жорж Лампен.

8. «Преступление и наказание», 1969, (Россия), Левь Кулиджанов.

9. «Преступление и наказание», 1983, (Финляндия), Аки Каурисмяки.

10. «Раскольников», 1923, (Германия), Роберт Вине.

11. «Таксист», 1976, (США), Мартин Скорсезе.

12. «Тихие страницы»,1994, Россия, Александр Сокуров.