Скачать:

PDF

Автор: Райли М.М. Осоргин
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, профессор, директор «Русской программы» в Фордемском университете, Нью-Йорк (США).

Для цитирования:

Осоргин Р. Как полифоническая пьеса заключенных воплощает икону «О Тебе радуется» // Достоевский и мировая культура. 2019. № 1(5). С. 41-54.

Номер журнала: 2019 № 1(5)
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 41-54
DOI: 10.22455/2619-0311-2019-1-41-54
Индекс УДК: 82+821.161.1+2-526.6
Индекс ББК: 83+83.3(2=411.2)+86.2
Ключевые слова: Достоевский, икона, соборность, Богоматерь, спектакль, Рождество, образная полифония.

Аннотация: Статья представляет Богородичную икону «О Тебе радуется…» как богословский, литургический и образный контекст изображения каторжного театра в «Записках из Мертвого Дома» Ф.М. Достоевского. Как икона «О Тебе радуется…», так и гимн Иоанна Дамаскина, в качестве зрительного образа которого она создана, являются важнейшими составляющими литургии Василия Великого, которая, как и каторжный театр, сопровождает Праздник Рождества Христова. Автор статьи подчеркивает и проявляет визуальную ориентированность романа, обнаруживающуюся уже в предполагаемом названии повествователем собрания своих записей «Сценами из Мертвого дома». Образные элементы иконы появляются в главке, названной «Представление», чье пространство повествователь Горянчиков описывает как «странную картину» острожного театра, спектакля и его зрителей. Автор статьи утверждает, что глава «Представление» – это буквальное осуществление иконы, чьей центральной темой является соборность. «Сцена» казармы, где разыгрывается представление, повторяет полифоническую образность иконы, заполняя пространство каторжного театра зрителями, сидящими перед, позади, над и вокруг сцены, на которой разыгрывается пьеса с главной женской ролью. Эти зрители одновременно созерцают и созидают действо, становясь его сотворцами. В то время как праздник Рождества заканчивается безобразием и ощущением одиночества и разобщенности, следующий за Рождеством день, день спектакля, напротив, завершается радостью от совместного празднования Пресвятой Богородицы. Ее присутствие в виде иконы «О Тебе радуется…», скрывающейся в этой части под поверхностью повествования в сердцевине произведения, ходатайствует о торжестве прощения над наказанием, как это делал и Достоевский.