Скачать:

PDF

Автор: Штефан Липке
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, директор «Института святого Фомы», Москва.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Липке Ш. Амбивалентное восприятие одной лютеранской традиции у Ф. М. Достоевского: мотив рождественской елки в рассказах писателя // Достоевский и мировая культура. 2019. № 1(5). С. 116-126.

Номер журнала: 2019 № 1(5)
Рубрика: ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Страницы: 116-126
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2019-1-116-126
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83+83.3(2=411.2)
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, Рождество, лютеранство, «Елка и свадьба», «Дневник писателя», «Мальчик у Христа на елке».

Аннотация: Статья посвящена восприятию лютеранской традиции рождественской елки в творчестве Ф.М. Достоевского, в частности, в рассказе «Елка и свадьба» (1848) и в рассказе «Мальчик у Христа на елке» (1876). Рассмотрение рассказов на фоне Рождества, особенно на фоне лютеранской традиции елки, часто воспринятой без связи с тайной воплощения Бога, позволяет осмыслить остроту критики Достоевского, направленной против потери духовных ценностей в высших кругах Санкт-Петербурга, ведущей к неравному браку по расчету и к смерти мальчика от холода и голода. Однако в позднем рассказе Достоевский противопоставляет светскому празднованию заимствованный у лютеранина Ф. Рюккерта мотив «Христовой елки» как символа заботы Спасителя об обездоленных. Таким образом, исследование показывает, что празднование Рождества Христова вокруг елки как лютеранская традиция, недавно вошедшая в русскую культуру, воспринимается Достоевским амбивалентно. Писатель видит как опасность потерять духовный смысл Рождества Христова, так и возможность вновь приобрести его.

 

Список литературы

Гроссман 1924 – Гроссман Л.П. Путь Достоевского. Л.: Брокгауз–Эфрон, 1924. 238 с.

Достоевский 1972–1990 – Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. Л.: Наука, 1972-1990. Ермоленко,

Сергеева 2017 – Ермоленко С.И., Сергеева И.С. «Елка и свадьба» Ф.М. Достоевского: Синтез жанровых традиций // Филологический класс. 2017. № 2 (48). С. 92-99.

Есаулов 2004 – Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. М.: Круг, 2004. 560 с.

Захаров 1994 – Захаров В.Н. Символизм христианского календаря в произведениях Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского: Сборник научных трудов. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1994. С. 37-49

Касаткина 2015 – Касаткина Т.А. «Мальчик у Христа на елке»: Структура образа в произведениях Достоевского // Достоевский и христианство. СПб.: Дмитрий Буланин, 2015. С. 102-112.

Лосский 1953 – Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. НьюЙорк: Изд-во им. Чехова, 1953. 408 с.

Михновец 2008 – Михновец Н.Г. «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса как произведение-посредник и тип культуры // Проблемы исторической поэтики. 2008. № 8. С. 127-146.

Швидченко 1898 – Швидченко Е. (Б. Быстров). Рождественская елка: ее происхождение, смысл, значение и программа: с нотным приложением (для воспитателей, учителей и родителей. СПб.: Синодальная типография, 1898. 64 с.

Anschütz 1824 – Anschütz E. Musikalisches Schulgesangbuch. Heft 1. Leipzig: Reclam, 1824. 216 S.

Glaue 1931 – Glaue D. Weihnachten // Die Religion in Geschichte und Gegenwart (RGG), Bd. 5. Tübingen: Mohr, 1931. S. 1787-1788.

Krüger 1929 – Krüger G. Julian I // Die Religion in Geschichte und Gegenwart (RGG), Bd. 3. Tübingen: Mohr, 1929. S. 564-565.

Rückert 1816 – Rückert F. Des fremden Kindes heiliger Christ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gutenberg.spiegel.de/buch/–4504/362 (дата обращения: 06.09.2018 г.).

Rühle, Schütz 1929 – Rühle O., Schütz R. Joseph: 2. Vater Jesu // Die Religion in Geschichte und Gegenwart (RGG), Bd. 3. Tübingen: Mohr, 1929. S. 375-377.