Скачать:

PDF

Автор: Ольга Николаевна Смыслова
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы МПГУ, Москва.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Смыслова О.Н. Образ дерева в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского // Достоевский и мировая культура. 2018. No 3. С. 92-103.

Номер журнала: 2018 № 3
Рубрика: ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Страницы: 92-103
DOI: 10.22455/2619-0311-2018-3-92-103
Индекс УДК: 821.161.1 + 8.82.0 + 82.31
Индекс ББК: 83.3(2РОС=РУС)1
Ключевые слова: Ф.М.Достоевский, «Идиот», образ, символ, дерево, сад, золотой век, Ипполит Терентьев, князь Мышкин, Швейцария.
Аннотация: Статья посвящена анализу образа дерева в романе Ф.М.Достоевского «Идиот». Прослеживается динамика этого образа от художественной детали при описании Павловского парка до философского символа золотого века, утраченного человечеством, и будущего идеального мироустройства, чаемого всеми героями романа. Анализируется специфика функционирования образа дерева в монологах князя Мышкина, Ипполита Терентьева, в описании Павловского парка, Швейцарии, дома и дачи Лебедева.

Список литературы

1. Ермилова Г.Г. Тайна князя Мышкина. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1993. 128 c.

2. Касаткина Т.А. Роль художественной детали и особенности функционирования слова в романе Достоевского «Идиот» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: Современное состояние изучения. М.: Наука, 2001. С. 60-99.

3. Меднис Н.Е. Швейцария в художественной системе Достоевского (к проблеме формирования в русской литературе швейцарского интерпретационного кода) // Toronto Slavic Quarterly. 2010. [Электронный ресурс.] – Режим доступа: http://sites.utoronto.ca/tsq/11/ mednis11.shtml.

4. Неизданный Достоевский. Записные книжки и тетради. 1860-1881 гг. М.: АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького, 1971. 727 c.

5. Степанян К.А. Юродство и безумие, смерть и воскресение, бытие и небытие в романе «Идиот» // Степанян К.А. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф.М.Достоевского. М.: Раритет, 2005. C. 144-147.

6. Фаликова Н.Э. «Идеальный» пейзаж в романе Достоевского «Идиот» // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1991. Ч 1. С. 155-188.

7. Фаликова Н.Э. Символическая топография романа Ф.М.Достоевского «Идиот» // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1991. С. 123-131.

8. Чудаков А.П. «Внешнее» Достоевского // Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого. М.: Современный писатель, 1992. C. 220-243.