Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Вячеславовна Ковалевская
Сведения об авторе:

доктор филос. наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков ФМОиЗР ИАИ, Российский государственный гуманитарный университет (Москва).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Ковалевская Т.В. Ф.М. Достоевский и Америка: роман Г. Бичер-Стоу «Ольдтоунские старожилы» и вопросы кальвинистской теологии // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 2(10). С. 61-94.

Номер журнала: 2020 № 2(10)
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 61-94
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2020-2-61-94
Индекс УДК: 821.161.1
Индекс ББК: 83.3(2)
Ключевые слова: Протестантизм, пуританство, кальвинизм, Гарриет Бичер-Стоу, «Ольдтоунские старожилы», А.С. Пушкин, «Джон Теннер», избранные, предопределение, «Бесы».
Аннотация: В данной статье рассматривается образ Америки в художественной философии Достоевского. Приводится краткий обзор литературы по данному вопросу, включая литературный, политический, и мифологический аспекты трактовки темы Америки у Достоевского. Основное внимание уделяется философско-религиозному значению Америки, рассматриваемой как порождение двух на первый взгляд равнонаправленных импульсов – просвещенческих представлений об идеальном государстве (о провале этого утопического восприятия Америки пишет А.С. Пушкин в статье «Джон Теннер») и протестантизма в его радикальном пуританском изводе (религиозной жизни пуритан посвящен роман Г. Бичер-Стоу «Ольдтоунские старожилы», русский перевод которого печатался в журнале «Заря» во время работы Достоевского над «Бесами»). Как порождение антихристианской по своей сути деистической философии Просвещения (в этом отношении особенно показателен памфлет идейного вдохновителя американской революции, английского корсетника Томаса Пейна «О религии деизма в сравнении с христианской религией»), Америка уже могла видеться Достоевскому рукотворной антиутопией. Пуритане же полагали себя древнем Израилем, избранными, богоизбранным народом. Вследствие этого в полном логическом соответствии с представлениями Ж.-Ж. Руссо в «Общественном договоре» о теократии как о воплощении духа народа в образе бога, Америка создает религиозную философию себя как бога. Америка есть объект веры. В таком качестве Америка предстает готовым воплощением идеи Шатова о том, что бог есть синтетическая личность всего народа, изживающая других богов без всякого примирения. Поэтому Америка в «Бесах» становится религиозно-политическим антиподом России, воплощающим в себе то, что происходит, когда бог низводится до народа в противовес сохранению истинного образа Бога в душе народа, как представлял себе миссию народа-богоносца Достоевский.

Список литературы

1. Аверинцев – Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. // URL: https:// topreading.ru/bookread/202273-sergei-averincev-vizantiya-i-rus-dva-tipa-duhovnosti (дата обращения 29.03.2020).

2. Баталов, 2009 – Баталов Э.Я. Русская идея и американская мечта. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 383 с.

3. Бессонов, 1861–1864 – Бессонов П.А. Калеки перехожие. В 2 кн. и 6 вып. Москва: тип. А. Семена, 1861–1864.

4. БЛДР, 2000–2015 – Библиотека литературы Древней Руси в 20 т. СПб.: Наука, 2000–2015.

5. Бичер-Стоу, 1870 – Бичер-Стоу Г. Ольдтоунские старожилы. // Заря. 1870 (1-4).

6. Боград, 2010 – Боград Г. Оказал ли влияние Эдгар По на творчество Достоевского? // Достоевский: Материалы и исследования, 2010 (19). С. 87-98.

7. БСЭ, 1969–1978 – Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1969–1978. Т. 1. 598 с.

8. Бузина, 1996 – Бузина Т.В. Мотивы русских духовных стихов в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура., 1996 (6). С. 62-81.

9. Варенцов, 1847 – Варенцов В. Сборник русских духовных стихов. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1860. 248 с.

10. Горелов, 2017 – Горелов А.А. А.С. Хомяков: учение о соборности и русская община. // Знание. Понимание. Умение. 2017 (2). С. 78-97.

11. Достоевская, 1987 – Достоевская А.Г. Воспоминания. Под ред. С.В. Белова и В.А. Туниманова. М.: Правда, 1987. 544 с.

12. Достоевский, 1972–1990 – Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

13. Ковалевская, 2016 – Ковалевская Т.В. Мармеладов как микрокосм: грехопадение, апокалипсис и народное христианство. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2 (56), 2016, ч. 1. С. 38-43.

14. Ковалевская, 2019а – Ковалевская Т.В. «Бесы», «искажение идей» и художественные принципы Достоевского. // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019 (1). С. 55-81.

15. Ковалевская, 2019b – Ковалевская Т.В. Диалог и полемика Достоевского с формальными и наивными теологическими воззрениями. // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019 (2) . С. 124 -145.

16. Липке, 2019 – Липке Ш. Амбивалентное восприятие одной лютеранской традиции у Ф.М. Достоевского: мотив рождественской елки в рассказах писателя. // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019 (1). С. 116-126.

17. Лосский, 1953 – Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1953. 406 с.

18. Мухаметханова, 2013 – Мухаметханова Р М. Религиозная утопия как феномен и понятие. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 2. Вып. 3. С. 207-217.

19. Огородников, 1870 – Огородников П.И. От Нью-Йорка до Сан-Франциско и обратно в Россию. // Заря. 1870 (4-6, 9, 11-12).

20. Пушкин, 1981 – Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 т. М.: Правда, 1981. Т. 7. 400 c.

21. Ренанский, 2015 – Ренанский А Л. Метафизика антиамериканизма у Ф.М. Достоевского // Материалы глобального партнерства по развитию научного сотрудничества: сборник научных статей. – Москва, 2015. – С. 163-186.

22. Руссо, 2013 – Руссо Ж.-Ж. Политические сочинения. СПб.: Восток, 2013. 640 с.

23. Салтыков-Щедрин – Салтыков-Щедрин М.Е. Наши глуповские дела. URL: http:// saltykov-schedrin.lit-info.ru/saltykov-schedrin/proza/satiry-v-proze/nashi-glupovskie-dela. htm (дата обращения 29.03.2020).

24. Салтыков-Щедрин, 1965–1977 – Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений в 20 т. М.: Художественная литература, 1965–1977.

25. Сараскина – Сараскина Л.И. Америка как миф и утопия в творчестве Достоевского. // Русский путь. URL: http://www.rp-net.ru/book/OurAutors/saraskina/amerika.php (дата обращения 29.03.2020)

26. Ситникова, 2014 – Ситникова Ю.В. Концепт «Америка» в произведениях Ф. М. Достоевского. // Школа молодых ученых по проблемам гуманитарных, технических, естественных наук. Сборник материалов областного профильного семинара, 5-6 июня 2014 г. Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2014. С. 7-11.

27. Степанян, 2009 – Степанян К.А. Явление и диалог в романах Ф. М. Достоевского. СПб.: Крига, 2009. 400 с.

28. Токвиль, 1992 – Токвиль А. де. Демократия в Америке. Перевод В.П. Олейника, Е.П. Орловой, И.А. Малаховой, И.Э. Иванян, Б.Н. Ворожцова. М.: Прогресс, 1992. 636 c.

29. Фаликова, 1994 – Фаликова Н.Э. Американские мотивы в поздних романах Ф.М. Достоевского. // Новые аспекты в изучении Достоевского. Сборник научных трудов. Петрозаводск: Издательство Петрозаводского университета, 1994. С. 199-241.

30. Яблоков, 2000 – Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студентов вузов. Учебный словарь-минимум по религиоведению. Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Гардарики, 2000. 536 с.

31. Beattie, 2001 – Beattie J. P. Policing and Punishment in London, 1660–1750. Oxford University Press, 2001. 491 p.

32. Beecher Stowe, 1896 – Beecher Stowe Harriet. Oldtown Folks. Boston: Houghton, Mifflin, and Company, 1896. 608 p.

33. Black’s Law Dictionary, 1996 – Black’s Law Dictionary. Pocket Edition. Bryan A. Garner, Becky R. McDaniel, David W. Schultz, eds. West Group, 1996. 701 p.

34. Blake, 2014 – Blake Elizabeth A. Dostoevsky and the Catholic Underground. Northwestern University Press, 2014. 312 p.

35. Bunyan, 2003 – Bunyan J. The Pilgrim’s Progress. Edited with an Introduction and Notes by W. R. Owens. Oxford University Press, 2003. 333 p.

36. Clarkson, 1660 – Clarkson L. The Lost Sheep found, or The Prodigal returned to his Fathers house, after many a sad and weary Journey through many Religious Countreys, etc. London: Printed for the Author, 1660. URL: http://access.bl.uk/item/viewer/ark:/81055/vdc_100037213 242.0x000001#?c=0&m=0&s=0&cv=0&xywh=-1044%2C-123%2C3817%2C2451 (дата обращения 29.03.2020)

37. Davis, 2002 – Davis J.C. Fear, Myth and History: The Ranters and the Historians. Cambridge University Press, 2002. 224 p.

38. Jones, 1909 – Jones R.M. Studies in Mystical Religion. London: Macmillan, 1909. 512 p. URL: https://archive.org/details/studiesinmystica00jone/page/n8/mode/2up (дата обращения 29.03.2020)

39. Hutchinson – Hutchinson E.J. “Dostoevsky’s Unintended Reformation” // The Calvinist International. URL: https://calvinistinternational.com/2019/03/15/dostoevskys-unintended-reformation/

40. Michels, 1915 – Michels R. Political Parties. A Sociological Studies of the Oligarchic Tendencies of Modern Democracy. Translated by Eden and Cedar Paul. New York: Hearst’s International Library Co., 1915. 416 p.

41. Paine – Paine Th. “Of the Religion of Deism Compared with the Christian Religion” // Modern Source Textbook. URL: https://sourcebooks.fordham.edu/mod/paine-deism.asp (дата обращения 29.03.2020)