Скачать:

PDF

Автор: Елена Владимировна Степанян-Румянцева
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы, Московский государственный институт культуры, ул. Библиотечная, д.7, 141406, г. Химки; Москва, Россия, https://orcid.org/0000-0002-2175-1386.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Степанян-Румянцева Е.В. Литературный портрет: от Пушкина к Достоевскому // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 4(12). С. 86–104. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2020-4-86-104

Дата поступления: 06.07.2020
Дата публикации: 25.12.2020
Номер журнала: 2020 № 4(12)
Рубрика: ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Страницы: 86-104
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2020-4-86-104
Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2)+85.103
Ключевые слова: портрет, литературный портрет, суггестивный портрет, Достоевский, Пушкин, Шиллер, динамический принцип, грация, статика.
Аннотация: В статье говорится об особенностях литературного портретирования, о взаимосвязях и контрастах между изобразительным и словесным портретами. Портретная узнаваемость в изобразительном искусстве достигается не только благодаря передаче физического сходства, но и благодаря «художественным деформациям», которые мастер вносит в облик портретируемого. В литературном портрете идентификация достигается как благодаря словесно-пластической деталировке, так и благодаря обращению к внутреннему опыту читателя, к ресурсам его воображения. Традиционный литературный портрет в русской словесности ХIХ века во многом основан на пластических характеристиках, сравнениях, цветовых акцентах, потому и нередко называется «живописным». На этом фоне портреты, созданные Пушкиным и Достоевским, выглядят резко оригинальными, как бы созданными из иного материала. Пушкин избегает деталировки, создает «суггестивный» портрет, динамический контур личности. Не портретная деталь, а упоминание о свойственном пушкинскому герою характере движения влияет на воображение читателя. Так возникает особое, динамически-подвижное впечатление от пушкинского персонажа. Достоевский не наследует приемы Пушкина, но он также ориентирован на динамический принцип изображения личности. Герой Достоевского дан при своем появлении в романе как бы под разными углами зрения, его портретные черты нередко диссонируют друг с другом, читатель находится под противоречивым воздействием его личности и его портрета в частности. Такой портрет – это динамический посыл: читатель готов следовать за героем по тем неожиданным и контрастным путям, которые уже намечены для него автором. В творчестве двух классиков русской литературы с начала и до самого конца повествования раскрывается представление о человеческой личности как находящейся в пожизненном становлении, меняющейся, всегда свободной в своем экзистенциальном выборе.

Список литературы

1. Аверинцев, 1999 – Аверинцев С.С. Пушкин и Гете // Новый Мир.1999. № 6. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1999/6/gyote-i-pushkin.html (дата обращения 12.11.2020)

2. Габричевский,1927 − Габричевский А.Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета. Сборник статей. М.: Мосполиграф, 1927. URL: http://www.lib.knigi-x. ru/23hudoj/118777-1-iskusstvo-portreta-sbornik-styatey-pod-redakciey-gabrichevskogo-gosudarstvennaya-akademiya-hudozhestvenni.php (дата обращения 9.10.2020)

3. Варбург, 2008 – Варбург А. Великое переселение образов. СПб.: Азбука-классика, 2008. URL: https://bookree.org/reader?file=768093 (дата обращения 9.10.2020)

4. Да Винчи – Да Винчи Л. О распространении образов и о волнах. URL: http://leonardodavinch.my1.ru/index/o_rasprostranenii_obrazov_i_o_volnakh/0-46 (дата обращения 9.10.2020)

5. Данилова, 1998 – Данилова И.Е. Проблема жанров в европейской живописи: Человек и вещь. Портрет и натюрморт. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1998. 104 с. URL: http://ivgi. rsuh.ru/binary/object_75.1335361627.80094.pdf (дата обращения 9.10.2020)

6. Достоевский, 1972−1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972– 1990.

7. Иогансон, 2017 − Иогансон Б. Портрет Сергея Есенина кисти Давида Бурлюка из архива Гордона Маквея // Панорама искусств, 2017. № 2. С. 253-265.

8. Лотман, 2002 – Лотман Ю.М. Портрет. // Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства (Серия «Мир искусств»). СПб.: Академический проект, 2002. C. 349-375. URL: http://philologos.narod.ru/lotman/portrait.htm (дата обращения 10.10.2020)

9. Мандельштам,1991 – Мандельштам О.Э. Собр. соч.: в 4 т. М.: Терра, 1991. Т. 3. 607 с.

10. Паттер, 1912 – Паттер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М.: Проблемы Эстетики. 1912. 193 с. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000201_000010_ BJVVV1067670?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения 9.10.2020)

11. Пушкин, 1994−1998 – Пушкин А.С. Собр. соч.: в 10 т. М.: Художественная литература, 1994−1998.

12. Раззаков, 1998 – Раззаков Ф.И. Досье на звезд: правда, вымыслы, сенсации, 1962- 1980. М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. 746 с. URL: https://www.litmir.me/br/?b=213250&p=143 (дата обращения 16.10. 2020)

13. Стрелков, 2017 – Стрелков В.И. Параметры художественного творчества: безумие, разум, спонтанность // Антропология искусства. Язык искусства и мера человеческого в меняющемся мире. М.: Индрик, 2017. С. 202−213.

14. Степун, 1962 – Степун Ф.А. Встречи: Достоевский. Л. Толстой. Бунин. Зайцев. В. Иванов. Белый. Леонов. Мюнхен: Товарищество зарубежных писателей, 1962. 202 с. URL: http://www.odinblago.ru/stepoun_vstrechi/2 (дата обращения 9.10.2020)

15. Чумаков, 2008 − Чумаков Ю.Н. Татьяна, княгиня N, Муза (из прочтений VIII главы «Евгения Онегина») // Пушкин. Тютчев. Опыт имманентных рассмотрений. Москва: Языки славянской культуры, 2008. URL: http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/chumakovpushkin-tyutchev/tatyana-knyaginya-n.htm (дата обращения 7.11.2020)

16. Шиллер, 1955–1957 – Шиллер Ф. Собр. соч.: в 7 т. М.: Гослитиздат, 1955–1957. URL: https://toplib.net/knigi/6200-shiller-fridrikh-sobranie-sochinenij-v-semi-tomakh-tom-shestojstati-po-estetike (дата обращения 9.10.2020)

17. Юркина, 1997 – Юркина Л.А. Портрет // Литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под редакцией Л.В. Чернец. М.: Высшая школа, 1997. 337 с. URL: https://topuch.ru/e-g-blina-a-b-esin-a-a-ilyushin-o-a-kliig-i-a-knignn-e-rkotoc/index21.html (дата обращения 10.10.2020)