Скачать:

PDF

Автор: Катя Джордан
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, доцент кафедры русского языка, Университет Бригама Янга факультет немецкого и русского языков, корпус им. Джозефа Ф. Смита, 3115, Прово (Юта), США.

https://orcid.org/0000-0001-9988-4077

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Джордан К. «Все это одна фантазия»: критика современности в романе Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, 2021. № 2 (14). С. 65-88.https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-2-65-88

Дата поступления: 22.12.2020
Дата публикации: 25.06.2021
Номер журнала: 2021 № 2(14)
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 65-88
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-2-65-88
Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)
Ключевые слова: Достоевский, «Идиот», русская идея, современность, национализм, изгнание, ностальгия, Питер Вагнер.
Аннотация: Идея противостояния между Европой и Россией проходит через весь роман Достоевского «Идиот» и находит свою кульминацию в словах Г-жи Епанчиной о том, что и Европа, и уезжающие в Европу русские – «все это одна фантазия» [Dostoevsky, 1972-1990, vol. 8, p. 510]. Достоевский использует троп изгнания для литературного осмысления и дальнейшего продвижения своей русской идеи. В то время как духовная подоплека национализма Достоевского изучена довольно тщательно, секулярные аспекты этой концепции нуждаются в дальнейшем анализе. Питер Вагнер утверждает, что национализм – это ответ на ностальгию, которая проявляется в изгнании как следствие отхода от традиции. Особенностью национализма девятнадцатого века было то, что он являлся «попыткой воссоздать чувство исходной точки» [Wagner, 2001, p. 103] среди тех, кому пришлось быть свидетелями быстро надвигающейся современности со всеми сопутствующими ее факторами – капитализмом, реформой избирательного права и т.д. Данная статья предлагает рассмотреть троп изгнания, используемый в романе «Идиот», в историческом контексте. Применяя теоретические идеи Вагнера, автор статьи показывает, что выражение национальной идеи в тексте Достоевского – это не просто локальная демонстрация специфически русского чувства, но симптом более обширного феномена, охватившего Европу во второй половине девятнадцатого века. Т.к. на долю Г-жи Епанчиной выпало произнести вердикт в конце романа, ее роль и смысл ее слов будут фокальной точкой данного анализа.

Список литературы

1. Akhiezer, 1999 – Ахиезер А.С. Эмиграция как индикатор состояния российского общества // Мир. Россия. Социология. Этнология, 1999. №4. С. 163-174.

2. Berdyaev, 2015 – Бердяев Н. Русская идея. СПб.: Азбука, 2015. 320 с.

3. Bodunova, 2007 – Бодунова А.Г. Идейно-психологические мотивы преступлений террористической направленности в России // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2007. № 2. С. 18-28.

4. Dostoevskaya, 1987 – Достоевская А.Г. Воспоминания. M.: Правда, 1987. 559 с.

5. Dostoevsky, 1972–1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.

6. Engel’hardt, 2013 – Энгельхардт Н.А. Очерк истории русской цензуры в связи с развитием печати (1703-1903). М.: Директ-Медиа, 2013. 393 с.

7. Lossky, 1997 – Лосский Н. Достоевский и его христианское миропонимание // Ф.М. Достоевский и Православие. М.: Отчий дом, 1997. С. 217-246.

8. Nikitin, 1990 – Никитин В.А. Достоевский: православие и русская идея // Социологические исследования. 1990. №3. С. 125-131.

9. Obolensky, 1928 – Оболенский В.В. Международные и межконтинентальные миграции в довоенной России и СССР. M.: Издание ЦСУ СССР, 1928. 136 с.

10. Soina, Sabirov, 2015 – Соина О.С., Сабиров В.Ш. Русский мир в воззрениях Ф.М. Достоевского. М.: Флинта-Наука, 2015. 313 с.

11. Stepanian, 2007 – Степанян К.А. Достоевский и Швейцария // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. С. 113-122.

12. Augusteijn, Storm, 2012 – Region and State in Nineteenth-Century Europe: Nation-Building, Regional Identities and Separatism / eds. Augusteijn Joost, Storm Eric. New York: Palgrave Macmillan, 2012. 293 p.

13. Cassedy, 2005 – Cassedy S. Dostoevsky’s Religion. Stanford: Stanford University Press: 2005. 224 p.

14. Christian, 1994 – Christian D. A Neglected Great Reform. The Abolition of Tax Farming in Russia // Russia’s Great Reforms, 1855-1881, ed. by Ben Eklof, John Bushnell, and Larisa Georgievna Zakharova. Bloomington: Indiana University Press, 1994. Pp. 102-114.

15. Corrigan, 2017 – Corrigan Y. Dostoevsky and the Riddle of the Self. Chicago: Northwestern University Press, 2017. 248 p.

16. Davidson, 2003 – Davidson P. The Validation of the Writer’s Prophetic Status in the Russian Literary Tradition: From Pushkin and Iazykov through Gogol to Dostoevsky // The Russian Review, no. 62, 2003. Pp. 508-536.

17. De Jonge, 1975 – De Jonge A. Dostoevsky and the Age of Intensity. London: Secker & Warburg, 1975. 244 p.

18. Dostoevsky, 2002 – Dostoevsky F. The Idiot / trans. by Richard Pevear and Larissa Volokhonsky. New York: Everyman’s Library, 2002. 672 p.

19. Gleason, 1983 – Gleason P. Identifying Identity: A Semantic History // The Journal of American History, no. 69, 1983. Pp. 910-931.

20. Grier, 2003 – Grier P.T. The Russian Idea and the West // Russia and Western Civilization: Cultural and Historical Encounters. 2003. Pp. 23-77.

21. Hudspith, 2004 – Hudspith S. Dostoevsky and the Idea of Russianness: A New Perspective on Unity and Brotherhood. New York: Routledge, 2004. 240 p.

22. Johanson, 1987 – Johanson C. Women’s Struggle for Higher Education in Russia, 1855–1900. Kingston: McGill-Queen’s University Press, 1987. 149 p.

23. Kasatkina, 2002 – Kasatkina T.A. “Idiot” and “Eccentric”: Synonyms or Antonyms? // Russian Studies in Literature, no. 38, 2002. Pp. 77-90. 24.

Kohn, 1945 – Kohn H. Dostoevsky’s Nationalism // Journal of the History of Ideas, 1945. Pp. 385-414.

25. Lantz, 2004 – Lantz K.A. The Dostoevsky Encyclopedia. Westport, CT: Greenwood Press, 2004. 536 p.

26. Levy, 1985 – Levy M.F. Trouble in Paradise: The Failure of Flawed Vision in Dostoevsky’s Idiot // South Central Review, no. 2, 1985. Pp. 49-59.

27. Lincoln, 1990 – Lincoln W.B. The Great Reforms: Autocracy, Bureaucracy, and the Politics of Change in Imperial Russia. DeKalb: Northern Illinois University Press, 1990. 303 p.

28. Lukács, 1971 – Lukács G. The Theory of the Novel: A Historico-philosophical Essay on the Forms of Great Epic Literature. Cambridge, MA: MIT Press, 1971. 160 p.

29. Martinsen, 2003 – Martinsen D.A. Surprised by Shame: Dostoevsky’s Liars and Narrative Exposure. Columbus: Ohio State University Press, 2003. 273 p.

30. Morson, 1999 – Morson G.S. Paradoxical Dostoevsky // The Slavic and East European Journal, no. 43, 1999. Pp. 471-494.

31. Polunov, 2005 – Polunov A.Iu. Russia in the Nineteenth Century: Autocracy, Reform, and Social Change, 1814–1914. Armonk, NY: M.E. Sharpe, 2005. Pp. 51-68.

32. Remenik, 1972 – Remenik H. Dostoevsky and der Nister // Soviet Studies in Literature, no. 8, 1972. Pp. 405-419.

33. Said, 2000 – Said E.W. Reflections on Exile and Other Essays. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2000. 617 p.

34. Seidel, 1986 – Seidel M. Exile and the Narrative Imagination. New Haven, CT: Yale University Press, 1986. 234 p.

35. Serdiuchenko, 2002 – Serdiuchenko V. The Futurology of Dostoevsky and Chernyshevsky // Russian Studies in Literature, no. 38.4, 2002. Pp. 58-76.

36. Sperber, 2005 – Sperber J. The European Revolutions, 1848–1851. Cambridge, Cambridge University Press: 2005. 336 p.

37. Straus, 1998 – Straus N.P. Flights from The Idiot’s Womanhood // Dostoevsky’s The Idiot: A Critical Companion, ed. by Liza Knapp. Evanston: Northwesters University Press, 1998. Pp. 105-129.

38. Verhoeven, 2009 – Verhoeven C. The Odd Man Karakozov: Imperial Russia, Modernity, and the Birth of Terrorism. Cornell, NY: Cornell University Press, 2009. 248 p.

39. Wagner, 2001 – Wagner P. Theorizing Modernity: Inescapability and Attainability in Social Theory. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications Ltd., 2001. 150 p.

40. Wirtschafter, 1997 – Wirtschafter E.K. Social Identity in Imperial Russia. DeKalb: Northern Illinois University Press, 1997. 271 p.