Скачать:

PDF

Автор: Резниченко Анна Игоревна
Сведения об авторе:

доктор философских наук, профессор кафедры истории отечественной философии, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., 6, 125993 г. Москва, Россия. Ведущий научный сотрудник Музейного объединения «Музеи наукограда Королёв», отдел «Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина», ул. Свободная, 12, 141060, Московская обл., г.о. Королёв, мкрн. Болшево, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-0045-8949

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Резниченко А.И. «Об одном символе»: истоки и параллели. Статья вторая: Достоевский как символист // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021. № 3 (15). С. 238-259. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-238-259

Дата поступления: 15.05.2021
Дата публикации: 25.09.2021
Номер журнала: 2021 № 3(15)
Рубрика: АРХИВ
Страницы: 238-259
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-238-259
Индекс УДК: 82.091
Индекс ББК: 83.3(2) + 87.3(2)6 + 87.8г
Ключевые слова: Достоевский, Дурылин, ГАХН, «косые лучи заходящего солнца», символ, пейзаж, антропология, онтология, эстетика.
Аннотация: Статья посвящена литературным и философским истокам доклада Сергея Дурылина «Об одном символе у Достоевского», прочитанного в 1926 году на заседании Комиссии по изучению Достоевского при Литературной секции ГАХН. Рассматривается история написания доклада в контексте деятельности Литературной секции; впервые публикуются тезисы и прения по докладу. Показана взаимосвязь идей Дурылина с комплексом интерпретаций Достоевского, выработанным как символистами (Г.И. Чулков), так и представителями русского религиозного возрождения (П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев). И доклад «Об одном символе у Достоевского», и последующий за ним доклад «Пейзаж у Достоевского» посвящены важному для Дурылина антропологическому и христологическому сюжету, связанному с символикой заходящего солнца, с символикой «косых лучей» – и ее воплощением в романах Достоевского. Оба текста – продолжение и развитие единой темы: пейзаж – это отображение художником природы, т.е. мира тварного; интерьер – изображение художником мира антропоморфного, человеческого пространства. Онтологический символ обретает свою социокультурную проекцию: пейзаж или интерьер. Проблема соотношения между отображением/изображением и объектом изображения, проблема онтологического статуса реальности и ее воплощения в художественном/мифопоэтическом языке, отраженная в докладе, соответствовала направленности ГАХНа на выработку нового «языка вещей» и новой концепции гуманитарного знания.

Список литературы

1. Бекедин, 1987 – Бекедин П.В. Повесть «Кроткая» (К истолкованию образа мертвого солнца) // Достоевский. Материалы и исследования. Л.: Наука, 1987. Т. 7. С. 102-124.

2. Богданова, 2015 – Богданова О.А. Г.И. Чулков – биограф Ф.М. Достоевского // Чулков Г.И. Жизнь Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. С. 6-33.

3. Богданова, 2019 – Богданова О.А. Исследователи Достоевского вСССР 1920–1930-х гг.: научное сообщество vs лиминальная группа // Новый филологический вестник. 2019. № 3 (50). C. 283-294. https://doi.org/10.24411/2072-9316-2019-00079

4. Вендитти, 2017 – Вендитти М. Философские основания литературоведения в ГАХН // Искусство как язык. Государственная академия художественных наук и эстетическая теория 1920-х годов. М.: Новое литературное обозрение, 2017. Т. I: Исследования / под ред. Н.С. Плотникова, Н.П. Подземской. С. 227-263.

5. Гажева, 2020 – Гажева И.Д. «…егда захождаше солнце»: свет вечерний в произведениях Ф.М. Достоевского и Андрея Белого // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 1(9). С. 51-82. DOI 10.22455/2619-0311-2020-1-51-82.

6. Гачева, 2019 – Гачева А.Г. Идея литургической поэзии в эстетике и художественной практике А.К. Горского // Гачева А.Г. «Идеал ведь тоже действительность…» Русская философия и литература. М.: Академический проект, 2019. С. 448-482.

7. Горностаев, 2015 – Горностаев А.К. [Горский А.К.] Рай на земле. К идеологии творчества Ф.М. Достоевского. Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров. Харбин: Евраз. изд-во, 1929. 87[1] с.

8. Григорьев, 2015 – Из воспоминаний М. Григорьева / публ. Э. Миркамаловой, предисл. В. Масловского, подг. текста и комм. В. Масловского и А. Холикова // Вопросы литературы. 2015. №3 (май-июнь). С. 262-324.

9. Гучков, Котрелёв, 2007 – Гучков С.М., Котрелёв Н.В. Рачинский Григорий Алексеевич // Русские писатели. 1800–1917. Биографический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. Т. 5. С. 266-269.

10. Дурылин, 1928 – Дурылин С.Н. Об одном символе у Достоевского. Опыт тематического обзора // Достоевский: Труды Государственной Академии Художественных наук. Литературная секция. М.: ГАХН, 1928. Вып. 3. С. 163–198. Оттиск.

11. Дурылин, 2006 – Дурылин С.Н. В своем углу / сост. и прим. В.Н. Тороповой, предисл. Г.Е. Померанцевой. М.: Молодая гвардия, 2006. 880 c.

12. Дурылин, 2014а – Дурылин С.Н. Статьи и исследования 1900–1920 годов / сост., коммент., статья Анны Резниченко и Татьяны Резвых. СПб.: Владимир Даль, 2014. 895 с.

13. Дурылин, 2014б – Дурылин С. Комментарий к «Антологии» / публ., коммент. и вступ. ст. М.Ю. Гоголина и А.И. Резниченко // Книгоиздательство «Мусагет»: История. Мифы. Результаты. Исследования и материалы. М.: РГГУ, 2014. С. 347-412.

14. Дурылин, 2016 – Дурылин С.Н. Троицкие записки / публ., вступ. статья, послесловие и комм. А.И. Резниченко и Т.Н. Резвых // Наше Наследие. 2015 [2016]. № 116. С. 77-103; Наше Наследие. 2016. № 117 С. 94-111. Наше Наследие. 2016. № 118 С. 82-104.

15. Жинкин, 1927 – Жинкин Н.И. Портретные формы // Искусство портрета. Сборник статей Н.И. Жинкина, А.Г. Габричевского, Б.В. Шапошникова, А.Г. Циреса, Н.М. Тарабукина / под ред. А.Г. Габричевского. М.: ГАХН, 1927. C. 7-52.

16. Искусство портрета. Сборник статей Н.И. Жинкина, А.Г. Габричевского, Б.В. Шапошникова, А.Г. Циреса, Н.М. Тарабукина / под ред. А.Г. Габричевского. М.: ГАХН, 1927. 215 с.

17. Лосев, 1995 – Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд., испр. М.: Искусство, 1995. 320 с.

18. Медведев, 2009 – Медведев А.А. Символика косых лучей в творчестве Ф.М. Достоевского и православная литургическая и богословская традиция // Контекст–2008. Литературно-теоретические исследования: Сб. статей и публикаций / ред. Е.В. Иванова. М., 2009. С. 18-46.

19. Мотеюнайте, 2020 – Мотеюнайте И.В. Сергей Николаевич Дурылин – исследователь русской литературы. М.: Литературный факт, 2020. 240 с.

20. Прохоров, 2015 – Прохоров Г.С. Федор Достоевский: досоветский, антисоветский и советский (о политически мотивированных образах писателя) // Toronto Slavic Quarterly. № 53. Summer 2015. P.147-164.

21. Псевдо-Дионисий Ареопагит, 1991 – Псевдо-Дионисий Ареопагит. Божественные имена // Мистическое богословие. Киев: Путь к истине, 1991. С. 18-40.

22. Резниченко, 2002 – А.Р. <Резниченко А.И.> «Свет Невечерний»: правописание и его смысл // Исследования по истории русской мысли [5]. Ежегодник 2001/2002 / ред. М.А. Колеров. М.: Три квадрата, 2002. С. 601-611.

23. Резниченко, 2012 – Резниченко А. <И>. О смыслах имён: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minors. М.: REGNUM, 2012. 416 с.

24. Резниченко, 2018 – Резниченко А.И. «Об одном символе»: истоки и параллели. Статья первая. О смыслах имён. С.Н. Дурылин и Вяч. И. Иванов // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 4 (14). С. 33–50, DOI: 10.28995/2073–6 401–2018-4–33–50.

25. Резниченко, 2020 – Резниченко А.<И.> «Монастырь старца Зосимы» Сергея Дурылина. К вопросу о творческой истории, или Дурылин, ГАХН и Оптина пустынь: портрет на фоне пейзажа // Достоевский и мировая культур. Альманах. 2020. № 38. С. 226–237.

26. Торопова, 2014 – Торопова В.Н. Сергей Дурылин: Самостояние. М.: Молодая гвардия, 2014. 349 с. (Малая серия ЖЗЛ).

27. Тютчев, 1933–1934 – Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений / ред. и комм. Георгия Чулкова; вступ. статья Д.И. Благого. Суп.-обл., переплет и титул: Д.И. Митрохин. М.; Л.: Academia, 1933. Т.1. 403[6] с. 1934. Т.2. 543 с.

28. Флоренский 1990 – Флоренский П.А., свящ. Столп и утверждение Истины. М.: Правда, 1990. Т. I, Т. I (II). 840 с.