Скачать:

PDF

Автор: Дирк Уффельманн
Сведения об авторе:

профессор, доктор наук, заведующий кафедрой славянских литератур, Университет им. Юстуса Либиха, ул. Отто Бехагеля, д. 10 D, D-35394 г. Гисен, Германия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Уффельманн Д. От риторики tapeinosis и humilitas через традицию древнерусского юродства к христопоэтике Достоевского («Идиот») // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 1(17). С. 100–122. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-1-100-122

Дата поступления: 15.11.2021
Дата публикации: 25.03.2022
Номер журнала: 2022 № 1(17)
Рубрика: Поэтика. Контекст
Страницы: 100-122
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-1-100-122
Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2=411.2)5 + 86.372.24-4
Ключевые слова: Достоевский, «Идиот», Мышкин, Христос, Иоанн Златоуст, юродивые, риторика, практика, самоуничижение, умаление.
Аннотация: В так называемом христологическом гимне, включенном в Послание апостола Павла к Филиппийцам (2:5–11), использованы два различных греческих глагола для -0выражения понятия самоуничижения Христа, соответствующих терминам κένοςις и ταπɛίνωσις. В данной статье прослеживается взаимосвязь между этической нормой позитивного самоуничижения (κένοςις) и риторической практикой уничижения (ταπɛίνωσις). Уничижение (умаление) как таковое на протяжении довольно длительного периода развития риторики считалось нежелательным, однако подражатели Христа придали этой практике специфическую функциональность. Последнее обстоятельство положило начало отдельной линии преемственности, начиная с греческих отцов (Иоанн Златоуст, Феодорит Кирский) и заканчивая Иоганном Георгом Хаманном и Карлфридом Грюндером, отстаивавшей позитивное понимание риторического смирения. Опираясь на эту концептуальную традицию, автор обращает внимание на убогую внешность и смиренную речь русских святых юродивых. Именно они вдохновляют коммуникативное поведение христоподобного персонажа князя Мышкина, представленного в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» (1867–1869). Концепция статьи противостоит негативным интерпретациям образа Мышкина, якобы потерпевшего поражение по сюжету романа (о чем писал, например, Вальтер Беньямин). Автор показывает, что именно коммуникативная ущербность и неуклюжесть делают Мышкина весьма убедительным подражателем Христа — через его этическое смирение и стратегии речевой скромности. Как одно, так и другое делает поражение Мышкина сравнимым со страстями и распятием Христа.

Список литературы

1. Гройс, 2006 — Гройс Б. Под подозрением. Феноменология медиа / пер. с нем. А. Фоменко. М.: Художественный журнал, 2006. 200 с.

2. Достоевский, 1972 — 1990 — Достоевский Ф.М. Полy. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

3. Изборник, 1969 — Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси / сост. и общая ред. тома Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М.: Худож. лит-ра, 1969. 800 с.

4. Иоанн, 1902 — Иоанн (Златоуст). Творения / пер. с. греч. СПб.: Изд. С.-Петербургской Духовной Академии, 1902. Т. 8. Кн. 1. 463 с.

5. Иоанн, 1961 — Иоанн (Кологривов). Очерки по истории русской святости. Брюссель: Жизнь с Богом, 1961. 419 с.

6. Квинтилиан, 1834 — Квинтилиан М.Ф. Риторические наставления / пер. с. лат. А. Никольского. СПб.: Императорская Российская Академия, 1834. Ч. 2. Кн. 8. 122 с.

7. Кириллова, 1991 — Кириллова И.А. Литературное воплощение образа Христа // Вопросы литературы. 1991. № 8. С. 60–74.

8. Лотман, Успенский, 1977 — Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Новые аспекты изучения культуры Древней Руси // Вопросы литературы. 1977. № 3. С. 148–166.

9. Мюллер, 1998 — Мюллер Л. Образ Христа в романе Достоевского «Идиот» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценция, сюжет, жанр. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского Унив-та, 1998. Вып. 2. С. 374–384.

10. Панченко, 1984 — Панченко А.М. Смех как зрелище // Смех в Древней Руси / под ред. Д.С. Лихачева, А.М. Панченко, Н.В. Понырко. Л.: Наука, 1984. С. 72–153.

11. Прыжов, 1996 — Прыжов И.Г. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков и другие труды по русской истории и этнографии. СПб.; М.: Эзро и др., 1996. 224 с.

12. Фасмер, 1973 — Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. М.: Прогресс, 1973. Т. 4. 855 с.

13. Федотов, 1997 — Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.: Терра, 1997. 220 с.

14. Феодорит (Кирский), 2003 — Феодорит (Кирский). Творения / пер. с греч. М.: Паломникъ, 2003. 720 с.

15. Auerbach, 1946 — Auerbach E. Mimesis. Dargestellte Wirklichkeit in der abendländischen Literatur. Bern/München: Francke, 1946. 503 S.

16. Benjamin, 1977 — Benjamin W. Der Idiot von Dostojewskij // Gesammelte Schriften. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1977, Bd. II, 1. S. 237–241.

17. Børtnes, 1995 — Børtnes J. Dostoevskian Fools — Holy and Unholy // The Holy Fool in Byzantium and Russia / ed. Lunde, Ingunn. Bergen: University of Bergen, 1995. Pp. 18–34.

18. Børtnes, 1994 — Børtnes J. Dostoevskij’s “Idiot”or the Poetics of Emptiness // Scando-Slavica. 1994. No. 40. Pp. 5–14.

19. Bullinger, 1898 — Bullinger E.W. Figures of Speech Used in the Bible. London: Eyre & Spottiswoode, 1898. 1104 p.

20. Chardin, 1999 — Chardin Ph. Un roman du clair-obscur. “L’Idiot” de Dostoïevski. Caen: Lettres Modernes Minard, 1976. 111 p.

21. Epstein, 1999 — Epstein M. Minimal Religion // Russian Postmodernism: New Perspectives on Post-Soviet Culture / eds. Epstein, Mikhail, Genis, Alexander, Vladiv-Glover, Slobodanka. Oxford/New York: Berghahn, 1999, pp. 163–171.

22. Fleischer, 2002 — Fleischer S. Zur Rolle Christi und der Religion in Dostoevskijs Roman“Der Idiot”. Tübingen: Slavisches Seminar der Universität Tübingen, 2002. 33 S.

23. Gizewski, 1999 — Gizewski Ch. Täuschung als Erfolgsprinzip öffentlicher Argumentation. Ein praktisches Erbe antiker Rhetorik (1999). URL: http://www.tu-berlin.de/fb1/AGiW/Scriptorium/S16.htm. (дата обращения: 31.01.2022).

24. Gründer, 1958 — Gründer K. Figur und Geschichte. Johann Georg Hamanns Biblische Betrachtungen als Ansatz einer Geschichtsphilosophie. Freiburg i. Br./München: Alber, 1958. 191 S.

25. Guardini, 1989 — Guardini R. Religiöse Gestalten in Dostojewskijs Werk. Studien über den Glauben. Paderborn: Matthias-Grünewald Verlag, 1989. 316 S.

26. Hannick, 1985 — Hannick Ch. Hagiographie III. Orthodoxe Kirchen // Theologische Realenzyklopädie. Berlin; New York: de Gruyter, 1985. Bd. 14. S. 371–377.

27. Hansen-Löve, 1997 — Hansen-Löve, Aage A. Gøgøl. Zur Poetik der Null- und Leerstelle // Wiener Slawistischer Almanach. 1997. No. 39. S. 183–303.

28. Holquist, 1977 — Holquist M. Dostoevsky and the Novel. Princeton (NJ): Princeton University Press, 1977. 202 p.

29. Jones, 1976 — Jones M. Dostoyevsky: The Novel of Discord. London: Elek, 1976. 236 p.

30. Lachmann, 2004 — Lachmann R. Der Narr in Christo und seine Verstellungspraxis // Unverwechselbarkeit. Persönliche Identität und Identifikation in der vormodernen Gesellschaft / ed. von Moos, Peter. Köln et al.: Böhlau, 2004, S. 379–410.

31. Lachmann, 2002 — Lachmann R. Erzählte Phantastik. Zur Phantasiegeschichte und Semantik phantastischer Texte. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 2002. 501 S.

32. Lausberg, 1973 — Lausberg H. Handbuch der literarischen Rhetorik. Eine Grundlegung der Literaturwissenschaft. 2 Bde. München: Hueber. 1973, Bd. 1. 601 S.

33. Meyer, 2001 — Meyer H. Humilitas, minima modernitas // Minimalismus. Zwischen Leere und Exzeß / eds. Goller, Mirjam, Witte, Georg. Wien: Gesellschaft zur Förderung Slawistischer Studien, 2001. S. 447–475.

34. Murav, 1992 — Murav H. Holy Foolishness: Dostoevsky’s Novels: The Poetics of Cultural Critique. Stanford (CA): Stanford University Press, 1992. 213 p.

35. Nigg, 1993 — Nigg W. Der christliche Narr. Zürich: Artemis, 1993. 410 S.

36. Onasch, 1976 — Onasch K. Der verschwiegene Christus. Versuch über die Poetisierung des Christentums in der Dichtung F.M. Dostojewskis. Berlin: Union, 1976. 241 S.

37. Ottovordemgentschenfelde, 2004 — Ottovordemgentschenfelde N. Jurodstvo. Eine Studie zur Phänomenologie und Typologie des Narren in Christo. Frankfurt a.M.: Lang, 2004. 336 S.

38. Puttenham, 1589 — Puttenham G. The Arte of English Poetry. London: Field, 1589. [8] 250 p.

39. Schulze, 1974 — Schultze B. Der Dialog in F.M. Dostoevskijs “Idiot”. München: Sagner, 1974. 314 S.

40. Świderska, 1998 — Świderska M. Der “Idiot” — ein moderner Christus // F.M. Dostojewski. Dichter, Denker, Visionär / eds. Setzer, Heinz, Müller, Ludolf, Kluge, Rolf-Dieter.Tübingen: Attempto, 1998. S. 111–135.

41. Thompson, 1987 — Thompson E. Understanding Russia: The Holy Fool in Russian Culture. Lanham (MD) et al.: University Press of America, 1987. 229 p.

42. Uffelmann 2008 — Uffelmann D. Von der Rhetorik der tapeinosis bzw. humilitas über den Habitus des altrussischen Gottesnarren zu Dostoevskijs Christopoetik (“Der Idiot”) // Rhetorik als kulturelle Praxis / eds Lachmann, Renate, Nicolosi, Riccardo, Strätling, Susanne. Fink, 2008. S. 151–163.

43. Uffelmann, 2010 — Uffelmann D. Der erniedrigte Christus. Metaphern und Metonymien in der russischen Kultur und Literatur. Köln et al.: Böhlau, 2010. 1046 S.