Скачать:

PDF

Автор: Сергей Леонидович Шараков
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник, Новгородский музей заповедник, филиал «Музеи Ф.М. Достоевского в Старой Руссе», наб. Достоевского, д. 8, 175200 г. Старая Русса, Россия.

https://orcid.org/0000-0001-7059-9918

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Шараков С.Л. Мотив красоты в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 2 (18). С. 40–53. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-2-40-53

Дата поступления: 20.03.2022
Дата публикации: 25.06.2022
Номер журнала: № 2 (18) 2022
Рубрика: Герменевтика. Медленное чтение
Страницы: 40-53
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-2-40-53
EDN:

 https://elibrary.ru/OXWZJF

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2=411.2)
Ключевые слова: красота, принцип возведения, эрос Платона, эстетический человек, покаяние.
Аннотация: В статье рассматриваются культурно-исторический, философско-эстетический и богословский контексты афоризма «мир спасет красота». Одни исследователи полагают, что под «красотой» Достоевский понимает Христа; другие утверждают, что афоризм обозначает главную проблему романа «Идиот». Статья посвящена выявлению семантики фразы «мир спасет красота» как проблемы. В центре исследования находится мотив красоты в романе, в частности, слова Аглаи «рыцарская платоническая любовь» указывают на философско-эстетическую традицию философии эроса Платона вплоть до теории «эстетического человека» Шиллера. Князь Мышкин по отношению к окружающим исповедует платонический принцип возведения от чувственного к идеальному. На проблематичность красоты как принципа/практики возведения указывает Ипполит. Красота как возведение не выдерживает проверку смертью. Вопрос Ипполита о том, как могли апостолы уверовать в воскресение Христа, если на лице распятого Спасителя не было красоты, вводит в роман евангельский сюжет крестных страданий Христа и основания апостольской веры, которая заключается в покаянии. В Евангелии принципы возведения и покаяния понимаются как этапы богопознания. Проблема Мышкина в том, что он предлагает ближнему стратегию возведения и ничего не знает о покаянии.

Список литературы

1. Афанасий Александрийский, 1902 — Афанасий Александрийский, святитель. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великаго, Архиепископа Александрийского: в 4 ч. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902. Ч. 2. 495 с.

2. Делл’ Аста, 1999 — Делл’ Аста А. Красота и спасение в мире Достоевского // Христианство и русская литература. 1999. № 3. С. 250−262.

3. Доброхотов, 1990 — Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. (Мыслители прошлого). М.: Мысль, 1990. 207 с.

4. Достоевский, 1972−1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972−1990.

5. Зеньковский, 1933 — Зеньковский В.В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Путь. 1933. № 37. С. 36−60.

6. Касаткина, 2004 — Касаткина Т.А. О творящей природе слова: Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

7. Кудрявцев, 2008 — Кудрявцев О.Ф. Учение о любви и красоте Марсилио Фичино // Образы любви и красоты в культуре Возрождения. М.: Наука, 2008. С. 39−52.

8. Старец Силуан, 1991 — Старец Силуан. Жизнь и поучения. М.; Ново-казачье; Минск: Православная община. 1991, 463 с.

9. Фичино, 1981 — Фичино М. Комментарий на «Пир» Платона // Эстетика Ренессанса: в 2 т. М.: Искусство, 1981. Т. 1. С. 139−240.

10. Шараков, 2020 — Шараков С.Л. Символическое миросозерцание Ф.М. Достоевского: истоки и развитие. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2020. 427 с.

11. Шиллер, 1957 — Шиллер Фр. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Фр. Собр. соч.: в 7 т. М.: Гос. изд-во худож. лит., 1957. Т. 6. С. 251−358.