Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Александровна Касаткина
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, председатель комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН, Москва.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Касаткина Т.А. Богословие Достоевского: проблемы понимания и описания // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 3(7). С. 16-33.

Номер журнала: 2019 № 3 (7)
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 16-33
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2019-3-16-33
Индекс УДК: 82+821.161.1+2-1
Индекс ББК: 83+83.3(2=411.2)+86.2
Ключевые слова: Достоевский, богословие, антропология, личность, «я», «Маша лежит на столе…», «Социализм и христианство», человек в перспективе Бога.

Аннотация: Говоря о богословии Достоевского, прежде всего нужно описать его базовые характеристики: те основания, которые по-разному, но неизменно проявляются во всем творчестве писателя: в художественных текстах, «Дневнике писателя», статьях о литературе и искусстве, политических обозрениях. Главным предметом рассмотрения Достоевского на всем протяжении его творчества является истинная природа человека, увиденного в перспективе Бога. Центральной идеей становится недопроявленность человека в его наличном бытии, в «насущном видимо-текущем» – и потому незнание человеком себя самого, сбитость с толку, путаница в базовых ценностях, подмена иерархии ценностей. Одно из базовых противопоставлений богословия Достоевского: закон личности – закон личности на земле (бытие личности в пределах «я»): два закона бытия, основываясь на которых человек придет к противоположным целям, методам их воплощения, ценностям и жизненным результатам. И, однако, «закон личности на земле» не оказывается просто тщетным и ненужным, ошибочным и лишним состоянием. «Я» с его жесткими границами становится единственным местом, в котором может вызреть и дойти до высших ступеней своего развития отрицающая это «я» человеческая «личность на высшей ступени развития».

 

Список литературы

1. Буздалов – Буздалов А. Толкование искушений Христа у Достоевского. URL: https:// ruskline.ru/monitoring_smi/2014/10/9/tolkovanie_iskushenij_hrista_u_dostoevskogo/ (дата обращения: 18.06.2019)

2. Достоевский, 1972-1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972- 1990.

3. Достоевский, 2004 – Достоевский Ф.М. Собр. соч.: в 9 томах / Подгот. текстов, сост., примечания, вступительные статьи, комментарии председателя Комиссии по изучению творчества Ф.М. Достоевского ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, д. филол. н. Татьяны Александровны Касаткиной. Дневник писателя. М.: Астрель-АСТ, 2004. Т. 9. Кн. 2. 528 с.

4. Иванов, 1994 – Иванов В.И. Достоевский и роман-трагедия (1911) // Вячеслав Иванов. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. С. 282-336.

5. Касаткина, 2018 – Касаткина Т.А. «Записки из подполья» и «Маша лежит на столе…»: Опыт медленного чтения в ближайшем контексте // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. М.: ИМЛИ РАН, 2018. № 1. С. 121-147.

6. Меерсон, 2007 – Меерсон О. Набоков – апологет: защита Лужина или защита Достоевского? // Достоевский и XX век / Под ред. Т.А. Касаткиной. В 2 т. М.: ИМЛИ РАН, 2007. Т. 1. С. 358-381.

7. Хондзинский – Павел Хондзинский, протоиерей. Достоевский как «учитель Церкви». URL: http://www.runivers.ru/philosophy/logosphere/450438/ (дата обращения: 18.06.2019)

8. Хондзинский, 2013 – Павел Хондзинский, протоиерей. «Чистая любовь» в поучениях старца Зосимы» // Достоевский и мировая культура. 2013. № 30. Ч. I. С. 423-440.

9. Розанов, 1997 – Розанов В.В. Чем нам дорог Достоевский? (1911) // Властитель дум. Ф.М. Достоевский в русской критике конца XIX – начала XX века. СПб.: Художественная литература, 1997. С. 270-278.

10. Тарасова, 2007 – Тарасова Н.А. Значение заглавной буквы в наборной рукописи рассказа «Сон смешного человека» («Дневник писателя» Ф. М. Достоевского за 1877 год) // Русская литература. 2007. № 1. С. 153-165. URL: https://literary.ru/literary.ru/readme.php? subaction=showfull&id=1204025855&archive=1206184915&start_from=&ucat=& (дата обращения: 18.06.2019)

11. Тихомиров, 2007 – Тихомиров Б.Н. Дискуссионные вопросы интерпретации христианского мировоззрения Достоевского в свете работ в.В. Зеньковского // Достоевский и XX век / Под редакцией Т.А. Касаткиной. В 2 т. М.: ИМЛИ РАН, 2007. Т. 1. С. 199-216.

12. Тихомиров, 1994 – Тихомиров Б.Н. О «христологии» Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Вып. 11. Спб.: Наука, 1994. С. 102-122.

13. Толстой, 1983 – Толстой Л.Н. Так что же нам делать? // Л.Н. Толстой. Собр. соч.: в 22 т. М.: Художественная литература, 1983. Т. 16. С. 166-399.

14. Штейнберг, 1980 – Штейнберг А.З. Система свободы Достоевского. Париж: YMCA-Press, 1980. 145 с.