12.03.2019. Семинар Научно-исследовательского центра "Ф.М. Достоевский и мировая культура" "Авторские теории творчества". Москва, ИМЛИ РАН. Ведущая Т.А. Касаткина. Участники семинара: М.Ф. Надъярных, А.Л. Гумерова, В.С. Сергеева, Т.Г. Магарил-Ильяева, К. Корбелла. Доклад кандидата филологических наук Анастасии Гладощук "Философия поэзии Октавио Паса". Аудиозапись.

 Образующие основу его художественной системы категории и понятия (поэзия, явленность, инаковость, образ, ритм, одиночество) не имеют четких границ: получая метафорическое определение, все они в определенной мере начинают дублировать друг друга. Тяготение Паса к аналогическому отождествлению проявляет себя также в характерном для него как для латиноамериканского художника универсализме: во всех своих эссе Пас прямо или имплицитно утверждает единство поэтов в Поэзии, независимо от их принадлежности к той или иной национальной традиции.

Стремясь обнаружить общие законы поэзии и охарактеризовать поэтический опыт, не ограничивая себя конкретной эпохой и языковым материалом, Пас пишет книгу «Лук и лира» (1956, 1967), история создания которой отражает динамику формирования его поэтики в фокусе воспринимаемых им эстетических и интеллектуальных импульсов. Выявляя идейные контексты (М. Хайдеггер, французский сюрреализм, Антонио Мачадо, Рудольф Отто,структурализм) и источники книги (эссе «Поэзия одиночества и поэзия сопричастности», 1943), раскрывая символику заглавия, мы постараемся показать, что основные категории поэтики Паса обладают двойной валентностью: эстетической и философской. Особый акцент сделан на том, как Пас понимал «современную традицию» – поэзию романтической культуры.