Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Николаевна Флегентова
Сведения об авторе:

учитель русского языка и литературы, ЧОУ «Православная гимназия имени равноапостольных Кирилла и Мефодия», Комсомольский пр., д. 55, 650003 г. Кемерово,
Россия.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Флегентова Т.Н. Предчувствие смерти как испытание веры для героев романа «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 4 (20). С. 52–70. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-4-52-70

Дата поступления: 23.06.2022
Дата публикации: 25.12.2022
Номер журнала: № 4 (20) 2022
Рубрика: Герменевтика. Медленное чтение
Страницы: 52-70
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-4-52-70
EDN:

https://elibrary.ru/ZQERRY

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2=411.2)
Ключевые слова: Достоевский, последняя минуточка, конфликт, диалог, спасение, сочувствие
Аннотация: В христианском понимании жизнь человека представляет собой отрезок времени с испытаниями, который приводит к Вечности. Любое мгновение действительности является напоминанием о смерти и одновременно с этим в нем сокрыт потенциал к преображению. С этой позиции последняя «минуточка» становится определяющей. В Евангелии последние слова одного из злодеев, распятых со Христом, открыли для него путь к прощению. Герои романа «Идиот» погружены в ситуацию последней «минуточки» через процессы рассказывания, слушания историй о смертной казни, проживают ее: князь Мышкин, Настасья Филипповна, Ипполит — каждый из них «слышит над головой нож». Время превращается в длящуюся пытку: они то приближают конец, то стремятся от него убежать, становясь пленниками настоящего. Например, Ипполит стремится вписать любое прожитое событие в календарь жизни, однако постоянно допускает в нем ошибки, неправильно устанавливая даты произошедших явлений действительности. Истинное значение конкретного момента заключается в том, чтобы определиться в непростой ситуации (установить свою позицию относительно добра и зла). Дарованная человеку свобода есть благо и бесконечная милость, одно из проявлений которой — сочувствие к другому человеку. Ипполит в «Объяснении» рассказывает две истории, объединяя их по времени: «Около половины марта». Героем первой является Иван Фомич Суриков — вечный должник «из благородных», во второй — доктор, приехавший в Петербург «объясняться», у которого только что родился второй ребенок. Внезапное появление Ипполита в их семье можно охарактеризовать простой формулой «Бог послал», так как он отвечает обстоятельствам и помогает молодой семье. В лавировании между добром и злом проявляется двойственность его личности. Предчувствие смерти оказывается испытанием веры, так как она выявляет истинную цену жизни человека и его место во временном пространстве.

Список литературы

1. Аллен, 2000 — Аллен Л. «Кроткая» и самоубийцы в творчестве Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2000. Т. 15. С. 228–236.

2. Борисова, 2005 — Борисова В.В. Эмблематический строй романа Достоевского «Идиот» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2005. Т.17. С. 102–105.

3. Ветловская, 2007 — Ветловская В.Е. «Хождение души по мытарствам» в «Преступлении и наказании» (статья вторая) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2007. Т. 18. С. 97–117.

4. Достоевский, 1972−1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972−1990.

5. Захаров, 1994 — Захаров В.Н. Символика христианского календаря в произведениях Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 1994. С. 37–49.

6. Есаулов, 1995 — Есаулов И.А. Категории соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского гос. ун-та, 1995. 287 с.

7. Касаткина, 1996 — Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. Типология эмоционально-ценностных ориентаций. М.: Наследие, 1996. 336 с.

8. Касаткина, 2006 — Касаткна Т.А. После знакомства с подлинником. Картина Ганса Гольбейна Младшего в структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот» // Новый мир. 2006. № 2. С. 154–168.

9. Касаткина, 2015 — Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф. М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 545 с.

10. Меерсон, 2001 — Меерсон О. Христос или «князь-Христос»? Свидетельство генерала Иволгина // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М.: Наследие, 2001. С. 42–59.

11. Новикова, 2013 — Новикова Е.Г. Живописный экфрасис в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Статья 1. Визуальное и словесное в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 5. С. 87–97.

12. Романов, 2003 — Романов Ю.А. Отражение «подпольного» архетипа в романе «Идиот» // Культура народов Причерноморья. 2003. № 37. С. 279–288.

13. Соломина-Минихен, 2001 — Соломина-Минихен Н.Н. (мать Ксения). О роли книги Ренана «Жизнь Иисуса» в творческой истории «Идиота» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М.: Наследие, 2001. С. 100–111.

14. Степанян, 2015 — Степанян К.А. Маска и преображение у Достоевского и Шекспира // V Международный конгресс «Русская словесность в мировом культурном контексте». Избранные доклады и тезисы. М.: Белый ветер, 2015. Т. 1. С. 422–424.

15. Степанян, 2016а — Степанян К.А. Проблема зла в человеке у Достоевского // VI Международный конгресс «Русская словесность в мировом культурном контексте» / под общ. ред. И.Л. Волгина. М.: ФД, 2016. С. 260–264.

16. Степанян, 2016б — Степанян К.А. Шекспир, Бахтин и Достоевский: герои и авторы в большом времени. М.: Глобал Ком: Языки славянской культуры, 2016. 296 с.

17. Уильям, 2013 — Уильямс Р. Достоевский: язык, вера, повествование / пер. с англ. Н.М. Пальцева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. 295 с.

18. Янг, 2001 — Янг С. Картина Гольбейна в структуре романа «Идиот» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М.: Наследие, 2001. С.28–41.