Скачать:

PDF

Автор: Наталья Федоровна Боровская
Сведения об авторе:

кандидат искусствоведения, профессор, Российская Академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, ул. Мясницкая, д. 21, 101000 г. Москва, Россия.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Боровская Н.Ф. Картина Караваджо «Успение» для храма Санта-Мария-делла-Скала в Риме как «предмет пререканий»: замысел художника и позиция храмового духовенства // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 4 (20). С. 190–219. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-4-190-219

Дата поступления: 14.08.2022
Дата публикации: 25.12.2022
Номер журнала: № 4 (20) 2022
Рубрика: Достоевский. Круг чтения
Страницы: 190-219
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-4-190-219
EDN:

https://elibrary.ru/YKZSUJ

Индекс УДК: 7.034
Индекс ББК: 85.103(3)
Ключевые слова: Успение, иконография, Караваджо, Тициан, Рубенс, Сарачени, апокриф, композиция, натурализм.
Аннотация: Статья посвящена анализу ситуации, возникшей вокруг картины Караваджо «Успение» (1606, Лувр, Париж), когда священники храма Санта-Мария-делла-Скала в Риме запретили заказчику, Лаэрцио Керубини, поместить произведение в алтаре его фамильной капеллы, для которой оно предназначалось. Этот конфликт рассматривается как духовный выбор, основанный на неприятии представленной художником смысловой трактовки события. В контексте ситуации вокруг этой работы разбираются основные иконографические типологии сюжета: Успение как кончина и Успение как небесный триумф Марии, а также определяются новаторские особенности решения Караваджо и возможные духовные причины, по которым оно оказалось отвергнутым.

Список литературы
1. Виппер, 1996 — Виппер Б.Р. Проблемы реализма в итальянской живописи XVII–XVIII веков. М.: Искусство, 1966. 274 с.
2. Иаков Ворагинский, 2018 — Иаков Ворагинский. Золотая легенда / пер. И.И. Аникьева, И.В. Кувшинской. М.: Изд-во Францисканцев. 2018. Т. 2. 694 с.
3. Караваджо — Микеланджело да Караваджо. URL: http://www.caravaggio.ru (дата обращения: 15.10.2022).
4. Катехизис католической церкви, 2001 — Катехизис католической церкви. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2001. 813 с.
5. Свидерская, 1999 — Свидерская М.И. Искусство Италии XVII века. М.: Искусство, 1999. 174 с.
6. Borromeo, 1932 — Borromeo F. De pictura sacra. Sora: Camastro. 1932. 107 р.
7. Ludovici, 1956 — Ludovici S. (ed). Vita del Caravaggio dalle testimonianze del suo tempo. Milano: Edizioni del Milione. 1956. 189 р.
8. Mancini, 1956 — Mancini G. Considerazioni sulla pittura. Romа: Accademia Nazionale dei Lincei, 1956. Vol. I. 346 p.
9. Muraoka, 2015 — Muraoka A. The Path of Humility. Caravaggio and Carlo Borromeo. NY: Peter Lang Inc. 2015. 355 р.
10. Pacheco, 1990 — Pacheco F. Arte de la pintura. Madrid: Catedra, 1990. 782 p.
11. Parks, 1985 — Parks N.R. On Caravaggio’s “Dormition of the Virgin” and Its Setting // The Burlington Magazine. 1985. CXXVII. Pp. 438–448.
12. Spezzaferro, 1974 — Spezzaferro L. La Pala dei Palafrenieri // Colloquio sul tema: Caravaggio e i caravaggeschi. Roma: Accademia dei Lincei, 1974. Pp. 125–137.
13. Schütze, 2009 — Schütze S. Caravaggio. The Complete Works. Köln: Taschen, 2009. 515 p.