Скачать:

PDF

Автор: Ольга Анатольевна Меерсон
Сведения об авторе:

PhD, Колумбийский университет, профессор русского языка и литературы на кафедре славистики, Джорджтаунский университет, ул. 3700 О, 20057 г. Вашингтон, округ Колумбия, США.

https://orcid.org/0000-0003-1543-5229
E-mail: meersonо@georgetown.edu

Для цитирования:

Меерсон О.А. Преподавание теории литературы через шок от непонятного в тексте. «Преступление и наказание» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 1 (21). C. 157–174.
https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-1-157-174

Дата поступления: 15.02.2023
Дата публикации: 25.03.2023
Номер журнала: № 1 (21) 2023
Рубрика: Преподавание Достоевского
Страницы: 157-174
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-1-157-174
EDN:

https://elibrary.ru/ZAMYHQ

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2=411.2)
Ключевые слова: Достоевский, «Преступление и наказание», Бахтин, диалог как чужое или двуголосое слово, дейксис как указание без называния, медленное/ пристальное чтение, семиотика, формалисты, преподавание как остранение оригинального текста, сопротивление идеологическому редукционизму, де-кооптация литературы, эклектика в теоретических подходах.
Аннотация: 1. Цель преподавания — остранение того, что читаем: натолкнуть учеников на то, чтобы они читали саму книгу, а не основывали впечатления на прочитанном о ней. 2. Сейчас эта цель важна вдвойне — чтобы ученики не чувствовали, что им вместо живой поэтики преподносится пережеванный кемто суррогат. 3. Парадокс: теория литературы, именно как интерес к языковой и технической стороне поэтики, к методам чтения — спасает от вторичности и полуфабрикатной пережеванности — то есть от суррогатных «разговоров о» произведении. Чем пристальнее мы вглядываемся в сам текст и его устройство, тем свободнее становимся от штампов общих мест, идеологической утилитарности или упрощения в описании его смысла. 4. Существует опасность и с другой стороны, тоже вторичности восприятия, или же идеологического свойства: теория может нас поработить, заставить свести смысл произведения к её подтверждению — или опровержению, что не многим лучше. Задача — не находить примеры в тексте для подтверждения заинтересовавшей нас теории, а смотреть, какая теория может помочь нам понять загадки текста. Лучший способ для такого применения теоретического подхода — эклектика, применение нескольких теоретических интерпретаций к проблемным местам в тексте, и желательно интерпретаций конфликтных, принципиально высвечивающих разное. 5. Но прежде всего надо выявить со студентами странности самого текста. Иначе любое приложение любой теории для них актуальным стать не сможет. 6. В этой статье я разберу уроки пристального чтения со студентами — совершенно конкретного отрывка из «Преступления и наказания». Это — сравнение коротких глав, 3 и 4, в первой части романа — письма Пульхерии Александровны сыну в главе 3 и его реакЦии на это письмо в главах 4 и 7. Такой конкретный разбор, с описанием вопросов и возможных заданий по тексту для работы как дома, так и на занятиях, позволит понять, чтό именно пристальное чтение конкретного отрывка может дать в понимании (а) поэтики произведения в целом, (b) поэтики автора в том, что ей общо по всем или многим произведениям и наконец (c) чтό теория как инструментарий, а не идеология «правильного» прочтения, даёт методам такого пристального чтения.

Список литературы

1. Бахтин, 2006 — Бахтин М.М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Русское слово, 2006. Т. 6: «Проблемы поэтики Достоевского». Работы 1960-х–1970-х гг. 800 с.

2. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах. Л.: Наука, 1972–1990.

3. Якобсон, 1983 — Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М.: Радуга, 1983. С. 462–482.

4. Meerson, 1998 — Meerson O. Dostoevsky’s Taboos. Dresden; Munich: Dresden University Press, 1998. 232 p.

5. Riffaterre, 1990 — Riffaterre M. Fictional Truth. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1990. 137 р.