Скачать:

PDF

Автор: Катерина Корбелла
Сведения об авторе:

научный сотрудник научно-исследовательского центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0001-5996-0127

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Корбелла К. «Преступление и наказание» в работах Р. Гуардини и Д. Барсотти // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 2 (22). C. 25–44. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-2-25-44

Дата поступления: 06.05.2023
Дата публикации: 25.06.2023
Номер журнала: № 2 (22) 2023
Рубрика: Герменевтика. Медленное чтение
Страницы: 25-44
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-2-25-44
EDN:

https://elibrary.ru/KJCPTM

Индекс УДК: 821.161.1.0+23/28
Индекс ББК: 83.3(2=411.2)+86.37
Ключевые слова: «Преступление и наказание», Соня Мармеладова, католическое богословие, Романо Гуардини, Диво Барсотти, богословие и литература.
Аннотация: Статья посвящена толкованию романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в исследованиях католических богословов Р. Гуардини («Religiöse Gestalten in Dostojewskijs Werk: Studien über den Glauben») и Д. Барсотти («Dostoevskij. La passione per Cristo»). Анализу толкований предшествует краткое описание структуры этих работ, и обосновывается, почему именно они среди всех трудов католических авторов достойны отдельного внимания. Отмечается, что в истолкованиях романа совсем небольшое место отведено Раскольникову, его теории и причинам совершенного преступления. Эта часть истории романа рассматривается в основном в свете другого героя Пятикнижия, Ивана Карамазова. Примечательным является тот факт, что для обоих богословов ключом к роману становится образ Сони Мармеладовой, которая для Барсотти олицетворяет присутствие Бога как Премудрости Любви, а для Гуардини отсылает к понятию «Божьего чада» и Заповедям блаженства. В Соне мы находим высший в творчестве Достоевского образ святости, поскольку в принятии всего, что требуется от нее, вплоть до отдачи себя, своего  тела и чести, она живет в неотрывном отношении с Богом, тем Богом, который воплощается во Христе. Именно поэтому центральную роль в романе играет текст Евангелия, что отмечают оба автора. Также общее в книгах обнаруживается во внимании к истории с «желтым билетом» как к детали, наделенной Достоевским глубоким смыслом, подчеркивающей полную отдачу Сони Другому и другим.

Список литературы

1. Антоний (Храповицкий), 1965 — Антоний (Храповицкий), митр. Ф.М. Достоевский как проповедник возрождения / посмертное изд.; под ред. и с предисл. архиепископа Никона (Рклицкого). Montreal: Изд. Северо-Амер. и Канад. епархии, 1965. 311 с.

2. Барсотти, 1999 — Барсотти Д. Достоевский. Христос — страсть жизни. М.: Паолине, 1999. 249 с.

3. Гвардини, 2009 — Гвардини Р. Человек и вера: Исследование религиозной экзистенции в больших романах Достоевского // Эон. Альманах старой и новой культуры. 2009. Т. 9. С. 8–324.

4. Де Любак, 1997 — Де Любак А. Драма атеистического гуманизма. М.: Христианская Россия, 1997. 302 с.

5. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

6. Иустин (Попович), 2007 — Иустин (Попович), преподобный. Философия и религия Ф.М. Достоевского. Минск: Изд. Д.В. Харченко, 2007. 312 с.

7. Касаткина, 1996 — Касаткина Т.А. Характерология Достоевского. М.: Наследие, 1996. 336 c.

8. Ambrosium, 1902 — Ambrosius Mediolanensis. Expositio Evangelii secundum Lucan [CSEL]. publ. Österreichische Akademie der Wissenschaften (ÖAW). 590 p. URL: https://archive.org/details/expositioevange00schegoog/page/114/mode/2up (дата обращения: 28.05.2023)

9. Balthasar, 1965 — Balthasar H.U. von. Der Christ als Idiot // Herrlichkeit: eine theologische Ästhetik. Einsiedeln: Johannes Verlag, 1965. Bd. III: Im Raum der Metaphysik, Teil 2: Neuzeit. S. 535–548.

10. Balthasar, 1998 — Balthasar H.U. von. Nietzsche et Dostojewskij // Apokalypse der deutschen Seele: Studien zu einer Lehre von lezten Haltungen. Freiburg: Johannes Verlag, 1998. Bd. II. S. 202–409.

11. Barsotti, 2018 — Barsotti D. Dostoevskij. La passione per Cristo. Cinisello Balsamo (Milano): Edizioni San Paolo, 2018. 259 p.

12. Benedetto XVI, 2010 — Benedetto XVI. Convegno promosso dalla fondazione “Romano Guardini” di Berlino sul tema “Eredità spirituale e intellettuale di Romano Guardini”. Discorso del Santo Padre Benedetto XVI. URL: https://www.vatican.va/content/benedict-xvi/it/speeches/2010/october/documents/hf_ben-xvi_spe_20101029_fondazione-guardini.html (дата обращения: 28.05.2023).

13. De Lubac, 1945 — De Lubac H. Le drame de l’humanisme athée. Paris: Spes, 1945. 412 p.

14. Guardini, 1986 — Guardini R. Appunti per un’autobiografia / trad. G. Penati. Brescia: Morcelliana, 1986. 165 p.

15. Guardini, 1989 — Guardini R. Religiöse Gestalten in Dostojewskijs Werk: Studien über den Glauben. Mainz: Grünewald, Paderborn: Schoningh, 1989. 316 S.

16. Guerrero, 1999 — Guerrero E. Il dramma di Dio. Letteratura e teologia in Hans Urs von Balthasar. Milano: Jaca Book, 1999. 128 p.

17. Ratzinger, 1997 — Ratzinger J. La fede e la teologia ai giorni nostri // Enciclopedia del cristianesimo. Novara: De Agostini, 1997. Pp. 22–30.

18. Sala, 2002 — Sala R. Dialettica dell’antropocentrismo. La filosofia dell’epoca e l’antropologia cristiana nella ricerca di H.U. von Balthasar: premesse e compimenti. Milano: Edizioni Glossa, 2002. 464 p.