Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Георгиевна Магарил-Ильяева
Сведения об авторе:

научный сотрудник научно-исследовательского центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0001-7521-1898

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Магарил-Ильяева Т.Г. «Дама с камелиями» и «Мадам Бовари» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 4 (24). С. 55–92. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-4-55-92

Дата поступления: 22.11.2023
Дата публикации: 25.12.2023
Номер журнала: № 4 (24) 2023
Рубрика: Герменевтика. Медленное чтение
Страницы: 55-92
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-4-55-92
EDN:

https://elibrary.ru/SVMHOW

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, «Идиот», А. Дюма-сын, «Дама с камелиями», Г. Флобер, «Мадам Бовари», замужество, реабилитация.
Аннотация: В статье рассматриваются место и роль романов Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» (1848) и Гюстава Флобера «Мадам Бовари» (1856) в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» (1868). Демонстрируется, что через введение текста Дюма в свое произведение Достоевский разворачивает разговор о ложности и губительности для духовной жизни человека базовой идеи французского романа, заключающейся в уподоблении сострадания к падшим женщинам, к которому стремится призвать своим текстом французский романист, спасению грешников Христом. Кроме того, акцентируется тот факт, что Дюма полагал высшим проявлением гуманности реабилитацию таких женщин, то есть восстановление их социальных прав через женитьбу. В статье же показывается, что Достоевский в своем романе на символическом уровне раскрывает, что замужество в его земном секуляризованном виде не ведет не только к духовному восстановлению, как это предполагает Дюма, но даже и к действительному счастью. В статье также анализируются центральные идеи романа Флобера. Показывается, что Достоевский специально вводит в свой роман «Мадам Бовари» как текст, в котором катастрофичность положения прогнившего, утратившего связь с Богом мира раскрывается именно через образ брака как ловушки, в которую человек попадает, обманувшись и ища в нем соединения высшего порядка, а не получая его, сжирается собственной похотью и страстями, которые завладевают им в отсутствие связи с иным планом бытия.

Благодарности: Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН при финансовой поддержке Российского научного фонда (РНФ) в рамках проекта № 23-28-00258 «Роль и образ книги в романе Ф.М. Достоевского “Идиот”» (https://rscf.ru/project/23-28-00258/).

 

Список литературы

1. Альтман — Альтман М.С. «Идиот» Достоевского и «Дама с камелиями» Дюма» // Достоевский. По вехам имен. Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1975. С. 58–67.

2. Гете, 1980 — Гете И.В. Простое подражание природе, манера, стиль // Гете И.В. Собр. соч.: в 10 т. М.: Худож. лит., 1980. Т. 10. С. 26–31.

3. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

4. Достоевский, 2013–2022 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. и писем: в 35 т. СПб.: Наука, 2013–2022. (Издание продолжается).

5. Касаткина, 2004 — Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

6. Касаткина, 2023 — Касаткина Т.А. «Откровение Иоанна Богослова» в романе Достоевского «Идиот»: Жена-город // Новый мир. 2023. № 9. С. 179–190. URL: http://new.nm1925.ru/articles/2023/09-2023/otkrovenie-ioanna-bogoslova-v-romane-dostoevskogoidiot-zhena-gorod/ (дата обращения: 15.10.2023).

7. Касаткина, 2023а — Касаткина Т.А. Кир Персидский и «Физиология» Льюиса в «Преступлении и наказании» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 4 (24). С. 93–128. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-4-93-128

8. Кибальник, 2016 — Кибальник С.А. «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына и творчество Достоевского (от круга чтения к стратегиям письма) // Культура и текст. 2016. № 3 (26). С. 44–59.

9. Левина, 1994 — Левина Л.А. Некающаяся Магдалина, или Почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну // Достоевский и мировая культура. Альманах. 1994. № 2. С. 97–118.

10. Меерсон, 2007 — Меерсон О.А. Скелетом наружу: система интертекстов как структура произведения вне его (Мотив трагедии «падшей» женщины в Идиоте) // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2007. № 23. С. 85–106.

11. Нечаева, 1979 — Нечаева В.С. Ранний Достоевский. 1821–1849. М.: Наука, 1979. 288 с.

12. Подосокорский, 2023 — Подосокорский Н.Н. Книга Ж.Б.А. Шарраса о Ватерлооской кампании в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Литературный факт. 2023. № 4 (30). С. 128–147. https://doi.org/10.22455/2541-8297-2023-30-128-147

13. Степанян, 2018 — Степанян К.А. Достоевский — переводчик Бальзака. Начало формирования «реализма в высшем смысле» // Вопросы литературы. 2018. № 3. С. 317–345. https://doi.org/10.31425/0042-8795-2018-3-317-345

14. Сычева, 2022 — Сычева В. Достоевский и Флобер: образ страдающей женщины (по романам «Идиот» и «Мадам Бовари») // Актуальная классика. Материалы Шестых студенческих научных чтений. М.: Литера, 2022. С. 107–114.

15. Тихомиров, 2016 — Тихомиров Б.Н. «Лазарь! гряди вон». Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении: Книга-комментарий. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Серебряный век, 2016. 560 с.

16. Флобер, 1984 — Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: в 2 т. М.: Худож. лит., 1984. Т. 1. 519 с.

17. Чернова, 2010 — Чернова Н.В. последняя книга Настасьи Филипповны: случайность или знак? («Героиня с книгой» как сквозной мотив в творчестве Достоевского) // Достоевский: Материалы и исследования. 2010. № 19. C. 192–202.

18. Шкарлат, 1998 — Шкарлат С.Н. О переводе Ф.М. Достоевским романа «Евгения Гранде» О. Де Бальзака // Проблемы исторической поэтики. 1998. № 5. С. 303–310.

19. Descharmes, 1909 — Descharmes R. Flaubert. Sa vie, son charactère et ses idées avant 1857. Paris: Librairie des Amateur, 1909. 616 p. 20. Dumas, 1848 — Alexandre Dumas fils. La dame aux camélias. Paris: Alexandre Cadot, 1848. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k851253k/f353.item.r (дата обращения: 02.11.2023).

21. Dumas, 1852 — Alexandre Dumas fils. La dame aux camélias. Paris: Michel Lévy, 1852. 369 p. URL: https://archive.org/details/bnf-bpt6k6572546p/page/n407/mode/2up (дата обращения: 02.11.2023).

22. Dumas, 1858 — Alexandre Dumas fils. La dame aux camélias. Paris: G. Havard, 1858. 396 p. URL: https://archive.org/details/ladameauxcamlias00duma/page/n13/mode/2up (дата обращения: 02.11.2023).

23. Flaubert, 1974 — Flaubert G. Madame Bovary. М.: Прогресс, 1974. 504 с.

24. Flaubert, 1974–1976 — Flaubert G. Correspondance. Oeuvres complètes de Gustave Flaubert: 5 vol. Paris: Club de l’honnête homme. 1974–1976. 25. Haddad-Wotling, 2004 — Haddad-Wotling К. «Une riche robe de soie blanche»: «Madame Воvary» dans «L’ldiot» de Dostoievski // Revue de littérature comparée. 2004/3. № 311. Pp. 301–310.

Список аудиозаписей

1. Касаткина, 2023б — Касаткина Т.А. Доклад «Апокалипсис в романе «Идиот»: структура присутствия и связи священного текста» // Международная научная онлайн-конференция «Книга в книге», посвященная 85-летию со дня рождения великого русского филолога Александра Викторовича Михайлова (1938–1995), 2–4 октября 2023. URL: https:// www.youtube.com/watch?v=Xui-skeTMJU (дата обращения: 02.11.2023).