Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Вячеславовна Ковалевская
Сведения об авторе:

доктор философских наук, доцент, заведующая кафедрой европейских языков Института лингвистики, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь, д. 6, 125993 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-0527-2289

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Ковалевская Т.В. «Преступление и наказание» и британская готика ужасов // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2024. № 2 (26). С. 101–130. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-2-101-130

Дата поступления: 12.03.2024
Дата публикации: 25.06.2024
Номер журнала: № 2 (26) 2024
Рубрика: Достоевский: круг чтения
Страницы: 101-130
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-2-101-130
EDN:

https://elibrary.ru/OBRJKV

Индекс УДК: 821.161.1.0+821.111
Индекс ББК: 83.3(2=411.2)+83.3(4)
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, готика ужасов, А. Радклиф, С.Т. Кольридж, фантастическое, самообожение, вампиризм, Дж.Г. Байрон, М. Шелли, Дж.У. Полидори.
Аннотация: В статье рассматриваются произведения из британской традиции готики ужасов, или френетической готики («Монах» М.Г. Льюиса, «Вампир» Дж.У. Полидори), а также роман «Франкенштейн, или Современный Прометей» М. Шелли, по сути, первый в английской литературе представитель научной фантастики, в сопоставлении с «Преступлением и наказанием» Ф.М. Достоевского. Для Достоевского был важен элемент фантастического в готике ужасов как зримая связь с уровнем бытия за пределами материального мира. «Вампир» и «Монах» демонстрируют некоторую тематически-мотивную общность с творчеством Достоевского в целом и «Преступлением и наказанием» в частности: «вампирические» описания внешности героев (Свидригайлова и Ставрогина), вытекающий из этих описаний мотив «живого мертвеца», тема соотношения страсти и разума, тема сладострастия. Эти параллели особенно актуальны для «Преступления и наказания», т.к. подчеркивают ключевые, повторяющиеся мотивы Достоевского, не всегда столь очевидные применительно именно к Свидригайлову. Однако наиболее интересные параллели типологического свойства наблюдаются между сквозным сюжетом Достоевского (попытки человека самообожиться, т.е. выйти за пределы своей природы в сторону божественности) и сюжетом романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей». Если тема самообожения в целом не является новаторской (среди предшественников Шелли и Достоевского — эпические поэмы разных стран и народов, трагедии К. Марло и У. Шекспира), то у Шелли и Достоевского впервые человек оказывается не в силах соперничать с Богом не в созидательной или разрушительной мощи, но в способности к любви. Неспособность к подлинной христианской любви к людям была также элементом «Монаха», но именно в романе Шелли она выходит на первый план. Таким образом, английская готика ужасов и творчество Достоевского связаны как на уровне отдельных тем и мотивов, так и на уровне религиозно-философского осмысления телеологии человеческого бытия.

Список литературы

1. Бузина, 2011 — Бузина Т.В. Самообожение в европейской культуре. СПб.: Дмитрий Буланин, 2011. 326 с.

2. Вацуро, 2002 — Вацуро В.Э. Готический роман в России. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 544 с.

3. Гоголь, 1937–1952 — Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1952.

4. Дементьева, 2006 — Дементьева А.С. Литературная позиция журнала П.И. Макарова «Московский Меркурий» (1803): автореф. …. канд. фил. наук. М., 2006. 24 с.

5. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

6. Касаткина, 2023 — Касаткина Т.А. «Мы будем — лица…» Аналитико-синтетическое чтение произведений Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2023. 432 с.

7. Ковалевская, 2021 — Ковалевская Т.В. Понятие судьбы в различных культурах, его формы и прикладная значимость // Сборник статей XXIII международной конференции «Россия и Запад: диалог культур». 25–27 марта 2021 г. М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2021. Вып. 23. С. 171–186.

8. Колосова, 2023 — Колосова Е.И. Кризис романтической идеологии: взаимодействие готической литературы и теологии на примере романа М. Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. 2023. № 3. С. 90–102. DOI: 10.31249/ lit/2023.03.06

9. Кольридж, 1974 — Кольридж С.Т. Стихи. М.: Наука, 1974. 280 с.

10. Льюис, 1993 — Льюис М.Г. Монах. М.: Ладомир, 1993. 384 с.

11. <Льюис>, 1805 — <Льюис М.Г.> Монах францисканский, или Пагубные следствия пылких страстей. Сочинение славной Гж. Радклиф: в 4 ч. СПб.: Тип. И. Глазунова, 1805.

12. <Макаров>, 1803 — <Макаров П.И.> Монах, или пагубные следствия пылких страстей. Сочинение Гжи. Радклиф, переведено с французского И. Рслкв. СПб. 1802 г. В 4 част. В 12 д.л. Части первая, вторая и третья // Московский Меркурий. 1803. Ч. 1. № 3. Март. С. 218–223. URL: https://books.google.ru/books?id=k7FoAAAAcAAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_ summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 08.03.2024).

13. Мирский — Мирский Д. Романтизм // Литературная энциклопедия: в 11 т. М.: Худож. лит., 1937. Т. 10. Стб. 17–39. URL: https://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea0171.htm (дата обращения: 08.03.2024).

14. Ожерельев, 2020 — Ожерельев К.А. Философские контексты в романе М. Шелли «Франкенштейн» // Вестн. Ом. ун-та. 2020. Т. 25, № 3. С. 61–66. DOI: 10.24147/1812-3996. 2020.25(3).61-66

15. Полидори — Полидори Дж.У. Вампир. URL: http://az.lib.ru/p/polidori_d/text_1819_vampyre.shtml?ysclid=ltj1hzpvoy163451196 (дата обращения: 08.03.2024).

16. Соединенные Штаты Америки, 1993 — Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты. М.: Изд. группа «Прогресс»; Универс, 1993. 768 с.

17. Тихомиров, 2020 — Тихомиров Б.Н. К проблеме генезиса «итальянской мечты» Достоевского: Радклиф или псевдо-Радклиф? // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 2 (10). С. 128–152. https://doi.org/10.22455/2619-03112020-2-128-152

18. Фильдинг, 1954 — Фильдинг Г. История Тома Джонса, найденыша // Фильдинг Г. Избранные произведений: в 2 т. М.: ГИХЛ, 1954. Т. 2. 827 с.

19. Шелли, 2010 — Шелли М. Франкенштейн, или Современный Прометей // Шелли М. Франкенштейн. Последний человек. М.: Ладомир; Наука, 2010. С. 153–482.

20. Шиллер, 1955 — Шиллер Ф. Собр. соч.: в 7 т. М.: ГИХЛ, 1955. Т. 1. 774 с.

21. Abrams, 1971 — Abrams M.H. Natural Supernaturalism. New York: Norton, 1971. 550 p.

22. Apollonio, 2009 — Apollonio C. Dostoevsky’s Secrets: Reading Against the Grain. Evanston, Il.: Northwestern University Press, 2009. 223 p.

23. Byron, 1975 — Byron G.G. The Poetical Works of Lord Byron. Houghton Mifflin Company: Boston, 1975. 1051 p.

24. C.B., 1820 — C.B. Lord Ruthwen, ou Les Vampyres: 2 t. Paris: Chez ladvocat, Libraire, 1820.

25. Coleridge — Coleridge S.T. Review of The Monk // Pressbooks. URL: https://pressbooks.pub/guidetogothic/chapter/samuel-taylor-coleridge-review-of-the-monk/ (accessed on 08.03.2024).

26. Douglass, 2004 — Douglass P. Lady Caroline Lamb. A Biography. New York: Palgrave Macmillan, 2004. 354 p.

27. Jacobin club — Jacobin club // Encyclopedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/topic/Jacobin-Club (accessed on 08.03.2024).

28. Kovalevskaya, 2022 — Kovalevskaya T.V. Reading, Interpreting, and Translating Shakespeare: The Problem of (In)Action and of its Causes in Soviet Translations // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15. Вып. 10. С. 3063–3070. https://doi.org/10.30853/phil20220539 

29. Le jacobin espagnol, 1797 — Le jacobin espagnol, ou Histoire du moine, Ambrosio et de la belle Antonia sa sœur / traduit de l’Anglais: 4 t. Paris: Chez Favre, libraire, An V 1797 (v. st.)

30. Le Moine, 1797 — Le Moine / traduit de l’anglais: 2 t. Paris: Chez Maradan, Libraire, An V 1797.

31. Lewis, 1796 — Lewis M.G. The Monk. A Romance: in 3 Vols. Waterford: Printed for J. Saunders. 1796.

32. Lovejoy, 1963 — Lovejoy A. On Discrimination of Romanticisms // Lovejoy A. Modern Criticism. Theory and Practice / Walter Sutton, Richard Foster, eds. New York, 1963. Pp. 181–195.

33. Merriam-Webster — Merriam-Webster Dictionary. URL: https://www.merriamwebster.com/ (accessed on 08.03.2024).

34. Online Etymology Dictionary — Online Etymology Dictionary // URL: https://www.etymonline.com/ (accessed on 08.03.2024). 35. Pasnau — Pasnau R. Thomas Aquinas // Stanford Encyclopedia of Philosophy. URL: https://plato.stanford.edu/entries/aquinas/ (accessed on 08.03.2024).

36. Radcliffe — Radcliffe A. On the Supernatural in Poetry // New Monthly Magazine 1826. Vol 16, Issue 62. Pp. 145–152 URL: https://archive.org/details/sim_new-monthlymagazine_1826-02_16_62/page/144/mode/2up (accessed on 08.03.2024).

37. Roper, 1960 — Roper D. Coleridge and the “Critical Review” // The Modern Language Review. 1960. Vol. 55. No. 1 (Jan.). Pp. 11–16.

38. Shelley, 1892 — Shelley P.B. Prometheus Unbound. Boston; New York; Chicago: D.C. Heath & Co., 1892. 171 p.

39. St. Augustine, 1993 — St. Augustine, Bishop of Hippo. The Works of St. Augustine. New York: New City Press, 1993. Vol. 7. 344 p.

40. Wade, 1976 — Wade Ph. Shelley and the Miltonic Element in Mary Shelley’s Frankenstein // Milton and the Romantics. 1976. Vol. 2. (December). Pp. 23–25. URL: https://knarf.english.upenn.edu/Articles/wade.html (accessed on 08.03.2024).