Скачать:

PDF

Автор: Георгий Сергеевич Прохоров
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и литературы, Государственный социально-гуманитарный университет, ул. Зеленая, д. 30, 140410 г. Коломна, Россия.

https://orcid.org/0000-0003-4652-8698

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Прохоров Г.С. Свидригайлов и еврей Ахиллес: Поэтика одного эпизода // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2024. № 4 (28). С. 72–89. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-4-72-89

Дата поступления: 22.07.2024
Дата публикации: 25.12.2024
Номер журнала: № 4 (28) 2024
Рубрика: Поэтика. Контекст
Страницы: 72-89
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-4-72-89
EDN:

https://elibrary.ru/KEEIBQ

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)
Ключевые слова: Достоевский и евреи, «Преступление и наказание», Свидригайлов, Агасфер, нарратив, иудаизация, юдофобия.
Аннотация: Статья посвящена нарративному и контекстуальному анализу небольшого эпизода из романа «Преступление и наказание», в котором Свидригайлов встречается с евреем. Данный эпизод непосредственно примыкает к сцене самоубийства. Почему свидетелем одного из центральных событий романа оказывается именно еврей? Нарратология данного эпизода демонстрирует привязку еврея к кругозору Свидригайлова. В сознании последнего встретившийся еврей — скроенная средневековыми нарративами инфернальная фигура, продолжающая и завершающая экзистенциальные кошмары героя. Однако на уровне сюжета эпизода мы находим средневековые нарративы о евреях демонстративно нереализованными. Прежде всего отсутствует какая-либо заинтересованность еврея в вечной погибели своего христианского vis-a-vis. Вне восприятия Свидригайлова еврей выглядит действующим из мелочного сиюминутного интереса — не оказаться вовлеченным в некрасивую историю. Его поведение не уникально, наоборот, дублирует «маленьких чиновников» русской литературы XIX века. Сюжет эпизода профанирует ожидания Свидригайлова, его лиминальную и макабрическую попытку не то навязаться в братья, не то напоследок поиздеваться над представителем инфернального мира. Сопутствующие контексты и пластика фигур намечают еще один пласт, в котором сам Свидригайлов предстает alter ego еврея, так что с ним самим связаны мотивы, которые в романтической литературе были привязаны к Агасферу. Замещение демонстрирует «иудаизацию», осмысленную в рамках воззрений XIX века как приобщение христианского по происхождению героя к капитализму.

Список литературы

1. Бондарь, 2021 — Бондарь К. «И поживайте как — царрр!..»: комические средства речевой характеристики евреев у русских писателей XIX в. // Смех и юмор в славянской и еврейской культурной традиции. М.: Сэфер; ИС РАН, 2021. С. 167–177.

2. Борисова, 1999 — Борисова В.В. Последний свидетель Свидригайлова // Достоевский и мировая культура. Альманах. 1999. № 13. С. 51–55.

3. Вайскопф, 2008 — Вайскопф М. Покрывало Моисея. Еврейская тема в эпоху романтизма. М.; Иерусалим: Гешарим, 2008. 384 с.

4. Горький, 1919 — Легенда об Агасфере — «вечном жиде»: Поэмы Шубарта, Ленау и Беранже / под ред. и предисл. М. Горького. СПб: З.И. Гржебин, 1919. 60 с.

5. Державин, 1872 — Державин Г.Р. Мнение об отвращении в Белоруссии голода и устройстве быта евреевъ // Сочинения Державина с объяснительными примечаниями Я. Грота: в 7 т. СПб.: Тип. Императорской акад. наук, 1872. Т. 7. С. 229–332.

6. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

7. Жуковский, 2011 — Жуковский В.А. Странствующий жид // Жуковский В.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. М.: Языки славянских культур, 2011. Т. 4. С. 266–309.

8. Заславский, 2003 — Заславский Д. Евреи в русской литературе // Лехаим. 2003. № 133. URL: https://www.lechaim.ru/ARHIV/133/zaslav.htm (дата обращения: 22.07.2024).

9. Касаткина, 2007 — Касаткина Т.А. По поводу суждений об антисемитизме Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2007. № 22. С. 413–435.

10. Касаткина 2015 — Касаткина Т.А. Священное в повседневном. Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.

11. Кибальник, 2021 — Кибальник С.А. Метафора свободы или аллегория самоубийства? «Америка» в художественном мире Достоевского // Литература двух Америк. 2021. № 11. С. 8–33.

12. Костомаров, 1862 — Костомаров Н. Еще заметка об Иудеях // Основа. 1862. № 5. С. 75–76.

13. Косоруков, 1996 — Древнерусская литература. Восприятие Запада в XI–XIV веках / под ред. А.А. Косорукова. М.: Наследие, 1996. 256 с.

14. Левитац, 2013 — Левитац И. Еврейская община в России, 1772–1917: в 2 т. М.: Книжники, 2013. 616 с.

15. Милентиевич, 2023 — Милентиевич Л. «На пороге вечности»: метафизика образа Свидригайлова // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 4 (24). C. 237–258.

16. Пазухин, 1915 — Пазухин Н. Блуждающий Вечный Жид: роман в 2 ч. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1915. 97 с.

17. Прохоров, 2021 — Прохоров Г.С. Еврей — смешной, страшный, полезный: грани образа в литературе российского консерватизма XIX века // Смех и юмор в славянской и еврейской культурной традиции. М.: Сэфер; ИС РАН, 2021. С. 53–70.

18. Пушкин, 1977–1979 — Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: в 10 т. Л.: Наука, 1977–1979.

19. Сараскина, 2010 — Сараскина Л.И. «Наметив подходящую жертву…» Стандарты интерпретаций // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2010. № 27. С. 231–246.

20. Тихомиров, 1996 — Тихомиров Б.Н. Из наблюдений над романом «Преступление и наказание» // Достоевский: Материалы и исследования. СПб.: Наука, 1996. Т. 13. С. 232–246.

21. Трахтенберг, 1998 — Трахтенберг Дж. Дьявол и евреи: Средневековые представления о евреях и их связь с современным антисемитизмом. М.; Иерусалим: Гешарим, 1998. 293 с.

22. Тюпа, 2016 — Тюпа В.И. Введение в сравнительную нарратологию. М.: Intrada, 2016. 145 с.

23. Указатель, 1893 — Систематический указатель литературы о евреях на русском языке со времени введения гражданского шрифта (1708 г.) по декабрь 1889 г.: в 2 ч. СПб.: Тип. А.Е. Ландау, 1893. Ч. 1. 568 с.

24. Уральский, Мондри, 2021 — Уральский М., Мондри Г. Достоевский и евреи. СПб.: Алетейя, 2021. 888 с.

25. Шмид, 2003 — Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.

26. Штампфер, 2012 — Штампфер Ш. Евреи в царской России в конце XIX в.: демографические аспекты // История еврейского народа в России: в 3 т. М.: Гешарим, 2012. Т. 2: От разделов Польши до падения Российской империи / под ред. И. Лурье. 534 с.

27. Штейнберг, 1994 — Штейнберг А.З. Достоевский и еврейство // Русские эмигранты о Достоевском. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. С. 111–125.

28. Alroi, 2008 — Alroi G. Ha-mahpekha ha-shketa. Ha-hagira ha-yehudit me-ha-imperia ha-rusit 1875–1924 («Тихая революция»: Еврейская эмиграция из Российской империи в 1875–1924 гг.). Jerusalem: Zalman Shazar Center for Jewish history, 2008. 273 p.

29. Constantinescu, 2016 — Constantinescu V.S. The Stereotypical Jew. An Outline of Cultural History. Iasi: Stef, 2016. 281 p.

30. Graves, 2007 — Graves M. “Judaizing” Christian Interpretations of the Prophets As Seen by Saint Jerome // Vigiliae Christianae. 2007. № 61. Pp. 142–156.

31. Goldstein 1981 — Goldstein D. Dostoevsky and the Jews. Austin: U of Texas P, 1981. 224 p.

32. Jacobs, 2013 — Jacobs A.S. Adversus Iudaeos // Bagnall R.S., Brodersen K., Champion C.B., Erskine A., Huebner S.R. (eds.) The Encyclopedia of Ancient History. Blackwell Publishing, 2013. Pp. 111–113.

33. Jacobs, 1999 — Jacobs A.S. Visible Ghosts and Invisible Demons: The Place of Jews in Early Christian Terra Sancta // Meyers E.M. (ed.) Galilee through the Centuries. Winona Lake: Eisenbrauns, 1999. Pp. 359–375.

34. Morson 1983 — Morson G. Dostoevsky's Anti-Semitism and the Critics: A Review Article // The Slavic and East European Journal. 1983. Vol. 27, № 3. Pp. 302–317.

35. Nirenberg, 2012 — Nirenberg D. Discourses of Judaizing and Judaism in Medieval Spain // La Coronica. Vol. 41. 2012. № 1. Pp. 207–234.

36. Zacher, 2020 — Zacher S. Jews and Judaizing as Pathologies in the Anglo-Saxon Imagination: Toward a Theory of Early Somatic Anti-Judaism // Irvine S., Rudolf W. (eds.) The Old English Anonymous Homily: Sources, Composition, and Variation. Leiden; Boston: Brill, 2020. Pp. 257–286.