Скачать:

PDF

Автор: Светлана Владимировна Капустина
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи, Институт филологии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», пр. Академика Вернадского, д. 4, 295007 г. Симферополь, Республика Крым, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-0608-5258

 Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Капустина С.В. Варианты продолжения романа «Преступление и наказание» в русскоязычном сегменте фанфикшн // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2024. № 4 (28). С. 194–214. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-4-194-214

Дата поступления: 05.03.2024
Дата публикации: 25.12.2024
Номер журнала: № 4 (28) 2024
Рубрика: Достоевский в XX–XXI веке
Страницы: 194-214
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-4-194-214
EDN:

https://elibrary.ru/JHXFWF

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)
Ключевые слова: Достоевский, «Преступление и наказание», рефлексия, фанатское творчество, фанфишн, фанфик, фандом, фикрайтер, постканон.
Аннотация: Исследование посвящено анализу русскоязычных фанфиков, предлагающих варианты продолжения «Преступления и наказания». В тематически обозначенном корпусе фанфикшн дифференцируются локальные перспективы романа (вторичные тексты, в которых развиваются отдельные элементы первичного) и постканоны (фан-версии, точкой сюжетного отсчета которых является эпилог оригинала). Констатируется выразительная диспропорция выделенных вариантов, поскольку постканонное сочинение — результат редко практикуемого современными школьниками перечитывания «Преступления и наказания», а развитие его локальных перспектив, иногда сужающееся лишь до ономастических параллелей, — итог часто диагностируемого сегодня не(про)чтения романа Ф.М. Достоевского. Демонстрируется, что провокативная нацеленность фан-авторов чаще реализуется в таком жанре фанфикшн, как «пропущенная сцена». В том случае, когда это направление можно отождествить с «занавесочной сценой», фикрайтеры, как правило, цинично «заголяют и обнажают» героев «Преступления и наказания». При невозможности указанного сопоставления открывается один из вариантов рефлексии над классическим произведением молодых «людей книги», то есть тех, кому доступно не искаженное «клиповым мышлением» восприятие классического текста. Утверждается, что написание сочинений-постканонов по роману Ф.М. Достоевского рационально включить в перечень творческих заданий для десятиклассников. Внедрение этой креативной практики в процесс обучения литературе объясняется повышением уровня мотивации школьников к чтению; возможностью их вовлечения в творческий диалог с автором оригинального произведения; воспитанием ответственного отношения к слову и словесности.

Список литературы

1. Брыткова, Левичева, 2022 — Брыткова В.В., Левичева Е.В. Использование фанфиков на уроках литературы в старших классах средней школы как ресурс развития мотивации к изучению программных произведений // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки: материалы IX Национальной научно-практической конференции. Брянск, 2022. С. 15–19.

2. Гасанян, Федорчук, 2022 — Гасанян Т.Г., Федорчук М.А. «Тварь ли я дрожащая»: особенности интерпретации персонажей романа Ф.М. Достоевского в творчестве фанатов // Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации: сборник научных статей. Новокузнецк; Красноярск, 2022. Вып. XIII. С. 300–306.

3. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

4. Достоевский, 2021 — Достоевский в средней и высшей школе: проблемы и новые подходы: монография / под науч. ред. Е.А. Федоровой. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2021. 604 с.

5. Ивлиева, Приписнова, 2022 — Ивлиева А.Е., Приписнова А.А. Интерпретация оригинальных произведений Ф.М. Достоевского в фанатской литературе // Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации: сборник научных статей. Новокузнецк; Красноярск, 2022. Вып. XIII. С. 306–311.

6. Капустина, 2022 — Капустина С.В. Изучение очерка Ф.М. Достоевского «Столетняя» в школе // Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации: сборник научных статей. Новокузнецк; Красноярск, 2022. Вып. XIII. С. 390–399.

7. Капустина, 2024 — Капустина С.В. «Детская медиасреда или медиасреда для детей?»: приглашение к дискуссии // МедиаVектор. 2023. № 10. С. 34–41.

8. Мокшина, 2016 — Мокшина Ю.Л. Фанфикшн как социокультурное педагогическое явление и жанр школьного сочинения // Научное мнение. 2016. № 15. С. 93–97.

9. Мокшина, 2017 — Мокшина Ю.Л. Сочинение в жанре фанфикшн как способ формирования креативной компетентности современных школьников // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей II Международной научно-практической конференции. Пенза, 2017. C. 259–262.

10. Семенова, Немальцева, 2021 — Семенова Ю.А., Немальцева К.В. Приемы работы с фанфикшеном в курсе изучения литературы с учащимися старших классов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 6 (91). С. 51–54.

11. Семенова, Шавалеева, 2023 — Семенова Ю.А., Шавалеева К.А. Работа с творческими приемами на уроках литературы в школе // Ученые записки Шадринского государственного педагогического университета. 2023. № 2. С. 11–17.

12. Сосновская, 2023 — Сосновская И.В. Рефлексивные практики чтения современной книги для подростка // Школьное литературное образование: современные практики и технологии. Иркутск: Аспирант, 2023. С. 37–51.

13. Фрумкин, 2010 — Фрумкин К.Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Nounivers. 2010. URL: http://nounivers.narod.ru/pub/kf_clip.htm. (дата обращения: 07.07.2024).

14. Храброва, Адонина, Дунаева, 2022 — Храброва В.Е., Адонина Л.В., Дунаева М.А. Использование методического приема «фанфикшн» как эффективного средства развития творческих способностей школьников на уроке литературы (на примере феерии А. Грина «Алые паруса») // Гуманитарно-педагогическое образование. 2022. Т. 8. С. 38–42.

15. Яковлева, 2014 — Яковлева А.М. Клиповое чтение: текст как изображениесимулякр // Наука телевидения. 2014. № 11. С. 197–228.