Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Александровна Касаткина
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, главный научный сотрудник, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25А, стр. 1, 121069 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-0875-067X

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Касаткина Т.А. О дрожащей твари в «Преступлении и наказании» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2025. № 1 (29). С. 28–45. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-1-28-45

Дата поступления: 28.01.2025
Дата публикации: 25.03.2025
Номер журнала: № 1 (29) 2025
Рубрика: Герменевтика. Медленное чтение
Страницы: 28-45
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-1-28-45
EDN:

https://elibrary.ru/QKPSYQ

Индекс УДК: 821.161.1.0+82.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)+83
Тип публикации: Научная статья
Ключевые слова: Достоевский, «Преступление и наказание», «дрожащая тварь», Пушкин, «Клеветникам России», Байрон, «Каин», Елизаветинская Библия, «стеня и трясыйся».
Аннотация: Объем смыслового поля словосочетания «дрожащая тварь» в «Преступлении и наказании» воспринимается современными исследователями как вполне определенный и узкий. Такое восприятие связано с однозначно установленным для этого словосочетания прецедентным пушкинским текстом, отсылающим к тексту Корана. Видимо, именно в связи с указанной «очевидной» определенностью никому не пришло в голову применить в этом случае концептный анализ и посмотреть, как именно существуют в романе слова с корнем «дрожь». Между тем, можно констатировать серьезный конфликт между «очевидным» значением дрожи твари в словосочетании, употребляющемся Раскольниковым при противопоставлении «имеющим право», и романными ситуациями, в которых мы видим дрожащих или вздрагивающих героев. Важно отметить, что после последовательно проведенного анализа концепта становится возможным радикально расширить и объем прецедентных текстов, имеющихся в виду Достоевским, причем подключение каждого из них отвечает на те или иные «безответные» вопросы романа, изменяя или убедительно подтверждая «силовые» идейные линии романного универсума. В числе прецедентных текстов оказываются библейская история Каина (причем Достоевский намеревался сделать ее основным прецедентным текстом, что видно из черновиков, но в окончательном тексте увел в тень), пушкинское стихотворение «Клеветникам России», байроновский «Каин».

Список литературы

1. Байрон — Байрон Дж.Г. Каин / пер. И.А. Бунина. 1905. URL: http://az.lib.ru/b/bajron_d_g/text_1821_kain_bunin.shtml?ysclid=m7j4sm6ewd863873904http://az.lib.ru/b/bajron_d_g/text_1821_kain_bunin.shtml?ysclid=m7j4sm6ewd863873904 (дата обращения: 20.10.2024).

2. Борисова, 2024 — Борисова В.В. Какую разницу в отношении автора и героя к Магомету выявляет микроанализ художественного текста (на примере романа «Преступление и наказание») // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2024. № 3 (27). С. 177–190. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-3-177-190

3. Бочаров, 2002 — Бочаров С.Г. «Ты человечество презрел» Об одном сюжете русской литературы и его актуальности // Новый мир. 2002. №8. С. 141–153. URL: https://web.archive.org/web/20130902072647/http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/8/bocharov.htmlhttps://web.archive.org/web/20130902072647/http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2002/8/bocharov.html (дата обращения: 20.10.2024).

4. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

5. Карпенко, 2024 — Карпенко Г.Ю. «Так нас природа сотворила…»: преступление без наказания? (Ф.М. Достоевский и И.А. Бунин) // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2024. № 1 (25). С. 134–167. https://doi.org/10.22455/2619-0311-20241-134-167

6. Королева, 2024 — Королева С.Б. Пошел ли Раскольников путем Каина? Об отношениях между романом Достоевского и мистерией Байрона // Вопросы литературы. 2024. № 4. С. 112–128.

7. Подосокорский, 2022 — Подосокорский Н.Н. Религиозный аспект наполеоновского мифа в романе «Преступление и наказание»: образ «Наполеона-пророка» и мистические секты русских раскольников-почитателей Наполеона // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 2 (18). C. 89–143. https://doi.org/10.22455/2619-03112022-2-89-143

8. Риццо, 2022 — Риццо В. Дрожать/трепетать перед Судьбой // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2022. № 3 (19). С. 37–47. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-3-37-47https://doi.org/10.22455/2619-0311-2022-3-37-47

9. Свт. Иоанн Златоуст — Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. Беседа XIX. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-knigu-bytija/19 (дата обращения: 20.10.2024).

10. Троицкий, 2020 — Троицкий Н.А. Наполеон Великий: в 2 т. / подгот. к публ., вступ. ст. М.В. Ковалева, Ю.Г. Степанова. М.: Политическая энциклопедия, 2020. Т. 2.: Император Наполеон. 549 с.

11. Франк-Каменецкий, 2004 — Франк-Каменецкий И.Г. Колесница Иеговы / Труды по библейской мифологии. М.: Лабиринт, 2004. 320 с.

12. Byron, 2004 — Lord Byron. Cain. A Mystery. Edition Artemis, 2004. URL: https://eclass.uoa.gr/modules/document/file.php/ENL285/byron_cain.pdfhttps://eclass.uoa.gr/modules/document/file.php/ENL285/byron_cain.pdf (дата обращения: 20.10.2024).

13. Fabre d’Olivet, 1823 — Lord Byron. Cain. Mystère dramatique / traduit en vers français par Fabre d' Olivet. Paris, 1823. 249 p.