Скачать:

PDF

Автор: Андрей Олегович Наседкин
Сведения об авторе:

старший лаборант-исследователь, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, наб. Макарова, д. 4, 199034 г. Санкт-Петербург, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-8274-2790

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Наседкин А.О. Проблемы театральной и кинематографической рецепции романа Ф.М. Достоевского «Бесы» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2025. № 1 (29). С. 290–318. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-1-290-318

Дата поступления: 29.06.2024
Дата публикации: 25.03.2025
Номер журнала: № 1 (29) 2025
Рубрика: Достоевский на сцене, в кино, в медиа
Страницы: 290-318
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-1-290-318
EDN:

https://elibrary.ru/VOPDMY

Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)
Тип публикации: Научная статья
Ключевые слова: Достоевский, «Бесы», театральная постановка, экранизация, современный театр, театральная критика, кинокритика.
Аннотация: Судьба романа «Бесы» в театре и кино во многом продиктована историческим контекстом, в котором велась работа над той или иной постановкой. В данной статье рассмотрены ключевые события внелитературной жизни романа, а также представлена критическая рецепция проблематики «Бесов» на протяжении всей истории художественной рецепции этого произведения. Взгляд на восприятие романа в исторической перспективе позволяет судить о критериях успешности той или иной постановки. Точкой отсчета становится первая театральная постановка «Бесов», осуществленная в 1907 году, завершается же обзор спектаклем петербургского театра «Мастерская», поставленным в год двухсотлетия со дня рождения писателя. Возрастание интереса режиссеров к роману Достоевского наблюдается в переломные исторические эпохи. К 1990-м годам относится одна из наиболее удачных постановок «Бесов» — спектакль Л.А. Додина в Театре Европы. Роман «Бесы», кроме того, успешно уживается с новыми театральными формами — например, в иммерсивном театре. Помимо российской обзор включает в себя зарубежную творческую рецепцию романа. «Бесы» представляют интерес как для режиссеров французской «новой волны», которые используют роман Достоевского в своих острополитических картинах, так и для тех, кто, как польский режиссер А. Вайда, сквозь призму русской литературы старается осмыслить собственную национальную идентичность. В истории восприятия «Бесов» обнаруживаются два режиссерских подхода: стремление акцентировать в романе отдельные составляющие (условно «романтическую» и «политическую») или же охватить текст в его целостности.

Список литературы

1. Бугаева, 2012 — Бугаева Л.Д. «Бесы» Вайды, Камю и Достоевского // Французская литературная классика на отечественном экране и русская на французском. М.: ВГИК, 2012. С. 15–26.

2. Бушуева, 1974 — Бушуева С.К. Достоевский на итальянской сцене // Театр и драматургия. Труды Ленингр. гос. ин-та театра, музыки и кинематографии. 1974. Вып. 4. С. 245-260.

3. Владислав Сурков — Владислав Сурков участвует в спектакле Богомолова «Бесы Достоевского» // РИА Новости. 2020. 21 окт. URL: https://ria.ru/20201021/besy-1580826684.html (дата обращения: 17.05.2024).

4. Горький, 1949–1955 — Горький М. Собр. соч.: в 30 т. М.: Гослитиздат, 1949–1955.

5. Дела семейные — Дела семейные // Новые известия. 2014. 18 авг. URL: https://newizv.ru/news/2014-08-18/dela-semeynye-248932 (дата обращения: 17.05.2024).

6. Денева, 2021 — Денева М. Манифестирующий провокатор // Петербургский театральный журнал. 2021. Февраль. URL: https://ptj.spb.ru/archive/103/process-103/manifestiruyushhij-provokator/ (дата обращения: 17.05.2024).

7. Дживелегов, 1954 — Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 30–224.

8. Должанский, 2011 — Должанский Р. «Бесы» попутанные // Коммерсантъ. 2011. 19 августа. №153. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1753767 (дата обращения: 17.05.2024).

9. Должанский, 2012 — Должанский Р. В Театр Вахтангова вселились «Бесы» // Коммерсантъ. 2012. 30 марта. № 56. URL: https://www.kommersant.ru/doc/1903624 (дата обращения: 17.05.2024).

10. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

11. Достоевский, 2013– — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. и писем: в 35 т. СПб.: Наука, 2013– (издание продолжается).

12. Егошина, 2018 — Егошина О.В. Достоевский в зеркале сцены и жизни // Вопросы театра. 2018. №1–2. С. 41–50.

13. Иванова, 2004 — Иванова Н.Б. «Бесы»: реинкарнация // Знамя. 2004. №11. URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2004/11/besy-reinkarnacziya.html (дата обращения: 17.05.2024).

14. Каранович, 2018 — Каранович Д. Что такое «иммерсивный театр» и почему ответа нет // Петербургский театральный журнал. 2018. № 3 (93). URL: https://ptj.spb.ru/archive/93/lost/chto-takoe-immersivnyj-teatr-ipochemu-otveta-net/ (дата обращения: 17.05.2024).

15. Касаткина, 2014 — Касаткина Т.А. «Бесы»: экранизация или интерпретация? // Русская истина: (Сайт консервативной политической мысли). 2014. 11 июля. URL: https:// politconservatism.ru/experiences/besy-ekranizatsiya-ili-interpretatsiya (дата обращения: 17.05.2024).

16. Касаткина, 2019 — Касаткина Т.А. «Я люблю тебя, жизнь...»: «Карамазовы» Константина Богомолова (рецензия на спектакль) // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 1 (5). С. 218–221. https://doi.org/10.22455/2619-0311-20191-218-221

17. Касаткина, 2023 — Касаткина Т.А. Михаил Мокеев. «Бесы»: перевод Достоевского на язык современности // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2023. № 1 (21). С. 261–275. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2023-1-261-275

18. Кириллов, 2021а — Кириллов А.А. Мелкие бесы Романа Габриа // Петербургский театральный журнал. 2021. 25 октября. URL: https://ptj.spb.ru/blog/melkie-besy-romana-gabria/ (дата обращения: 17.05.2024).

19. Кириллов, 2021б — Кириллов А.А. Реконструкция без конструкции // Петербургский театральный журнал. 2021. 1 августа. URL: https://ptj.spb.ru/blog/rekonstrukciya-bez-konstrukcii/ (дата обращения: 17.05.2024).

20. Лебедина, 2012 — Лебедина Л. Юрий Любимов: «Наслаждаюсь ощущениями свободного человека»: [Интервью] // Труд. 2012. 27 марта. URL: https://vakhtangov.ru/ press/26769/ (дата обращения: 17.05.2024).

21. Матвиенко, 2008 — Матвиенко К. «Новая драма» в России: краткий экскурс в недавнее прошлое и эскиз настоящего // Петербургский театральный журнал. 2008. № 2 (52). URL: https://ptj.spb.ru/archive/52/new-reading-52/novaya-drama-vrossii-kratkij-ekskurs-vnedavnee-proshloe-ieskiz-nastoyashhego/ (дата обращения: 17.05.2024).

22. Руднев, 2012 — Руднев П.А. Надежда на исцеление больного // Петербургский театральный журнал. 2012. Апрель. URL: https://ptj.spb.ru/archive/68/process-68/nadezhda-na-iscelenie-bolnogo/ (дата обращения: 17.05.2024).

23. Сараскина, 2010 — Сараскина Л.И. «Бесы» на театральных подмостках: эксперимент и традиция // Сараскина Л.И. Испытание будущим. Ф.М. Достоевский как участник современной культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 379–403.

24. Сараскина, 2014 — Сараскина Л.И. Сериальные «Бесы»: в зоне подмен // Русская истина: (Сайт консервативной политической мысли). 2014. 21 июня. URL: https://politconservatism.ru/experiences/serialnye-besy-v-zone-podmen (дата обращения: 17.05.2024).

25. Семенов, 2001 — Семенов А.Л. Май 1968 г. во Франции // Левые в Европе XX века: люди и идеи. М.: ИВИ РАН, 2001. С. 234–263.

26. Сине-фоно, 1915 — Николай Ставрогин (иллюстрация к известному роману «Бесы» Ф.М. Достоевского) // Сине-фоно. 1915. № 21–22.

27. Черезова, 2018 — Черезова Е. «Китаянка»: Жан-Люк Годар и революция 1968 года // Кинотексты. 2018. 30 июня. URL: https://cinetexts.ru/godard-le-chinoise#tip1 (дата обращения: 17.05.2024).

28. Bell, 2008 — Bell E.S. Theories of Performance. Los Angeles: Sage Publications, 2008. 328 р.

29. Katuman, 1966 — Katuman F. Boje o Dostojevského. Praha: Svět Sovětů, 1966. 152 с.

Интернет-ресурсы

1. «Бесы Достоевского», Театр на Бронной — Бесы Достоевского: то ли драма, то ли комедия // Театр на Бронной. URL: https://mbronnaya.ru/performances/besy-dostoevskogo?listim_open_widget=1 (дата обращения: 17.05.2024).

2. «Бесы», Мастерская Брусникина — Бесы. Путешествие по роману Достоевского — в совершенно буквальном смысле // Мастерская Брусникина. URL: https://masterbrus.com/performances/besy (дата обращения: 17.05.2024).

3. «Бесы», МДТ — Бесы // Академический Малый драматический театр — Театр Европы. URL: https://mdt-dodin.ru/plays/besi/ (дата обращения: 17.05.2024).

4. «бесы. ночь», Мастерская Брусникина — бесы. ночь // Мастерская Брусникина. URL: https://masterbrus.com/performances/besynoch (дата обращения: 17.05.2024).

5. Бесы. Пресса о спектакле — Бесы. Театр им. Вахтангова. Пресса о спектакле // Театральный смотритель. 2012. 12 апреля. URL: http://www.smotr.ru/2011/2011_vaht_besy.htm (дата обращения: 17.05.2024).

6. «Бесы», Театр им. Вахтангова — Бесы: концертное исполнение романа в 2 частях // Государственный академический театр им. Е.Б. Вахтангова. URL: https://vakhtangov.ru/show/besy/ (дата обращения: 17.05.2024).

7. «Бесы», Театр им. Ленсовета — Бесы: реконструкция в 3-х актах // Санкт-Петербургский государственный академический Театр им. Ленсовета. URL: https://lensov-theatre.spb.ru/repertoire/bolshaya-scena/besy/ (дата обращения: 17.05.2024).

8. Ламонт, 1985 — Ламонт Р. «Бесы»: Театральная адаптация романа Достоевского, поставленная Юрием Любимовым в Театре Алмейда (Лондон) // Сайт Лаборатории по изучению творчества Юрия Любимова и режиссерского театра XX—XXI вв. Высшей школы экономики. URL: https://hum.hse.ru/lyubimov/lamont/possesed (дата обращения: 17.05.2024).

9. Легерская, 2016 — Legierska A. [Легерская А.] Анджей Вайда: Я схватил русскую душу за горло! Но мы обнаружили бесов и в себе самих... // Culture.pl. 2016. 10 октября. URL: https://culture.pl/ru/article/andzhey-vayda-ya-shvatil-russkuyu-dushu-za-gorlo-no-myobnaruzhili-besov-i-v-sebe-samih (дата обращения: 17.05.2024).

10. Любимов, 2012 — Эксклюзив Posta da VIP: Юрий Любимов — о своем новом спектакле «Бесы» // Posta-Magazine. 2012. 27 марта. URL: https://posta-magazine.ru/article/yurilyubimov-about-new-play-the-devils/ (дата обращения: 17.05.2024).

11. Мороз, 2021 — Мороз А. Бедные люди и классика для класса: «Бесы» в Театре им. Ленсовета // Театр To Go. 2021. 3 октября. URL: https://teatrtogo.ru/2021/10/03/besy-vteatre-im-lensoveta/ (дата обращения: 17.05.2024).

12. «Николай Ставрогин» на сцене МХТ — «Николай Ставрогин» на сцене Московского художественного театра. 1913 // Navona. 2023. URL: https://navona.ru/books/nikolay-stavrogin-mht-1913/?ysclid=m74qoyjq80171663792 (дата обращения: 17.05.2024).

13. Презентация книги — В МХТ им. Чехова состоялась презентация книги «“Николай Ставрогин” на сцене Московского художественного театра. 1913» // Уроки режиссуры. 2024. 12 апреля. URL: https://urokirezhissury.ru/tpost/g710cl57c1-v-mht-im-chehova-sostoyalas-prezentatsiy (дата обращения: 17.05.2024).