Скачать:

PDF

Автор: Артем Сергеевич Быков
Сведения об авторе:

психолог, сотрудник СПб ГБСУСО «ПНИ № 6», Приморское шоссе, д. 675, 197729 г. Санкт- Петербург, пос. Смолячково, Россия.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Быков А.С. «В зале привидение»: Религиозно-мистические и философские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2025. № 2 (30). С. 46–106. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-2-46-106

Дата поступления: 15.04.2024
Дата публикации: 25.06.2025
Номер журнала: № 2 (30) 2025
Рубрика: Герменевтика. Медленное чтение
Страницы: 46-106
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-2-46-106
EDN:

https://elibrary.ru/GALZYV

Индекс УДК: 821.161.1.0+14+82.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)+87+83
Тип публикации: Научная статья
Ключевые слова: роман Ф.М. Достоевского «Идиот», феномен «странствующего рыцаря», философия «мига», «Holbein Христос», «пайдейя» в контексте платоновского мифа о пещере, ужас, сакраментальное слово, сострадание.
Аннотация: Являясь прямым продолжением литературной линии, заложенной испанским писателем М. Сервантесом в «Дон-Кихоте», — рассматриваемый роман предстает беспощадным к субъективно созерцаемому идеалистическому пространству вызовом, при котором писатель сохраняет строгую последовательность в рамках реализма (навеянную «гоголевской» действительностью и влиянием В. Белинского), — и пытается обнаружить «зазор», способный разомкнуть сужающуюся «тесноту» нигилистического царства ужаса. В статье мы уделим необходимое внимание определению и осмыслению предлагаемой действительности, постараемся держаться ее пределов, чтобы суметь раскрыть заложенный автором творческий замысел романа. Кроме этого, на основе центральной для философии романа темы «мига», мы обратимся к рассмотрению «пайдейи» в контексте платоновского мифа о пещере (как «четвертой ступени», подразумевающей возвращение в пещеру после созерцания уведенного Солнца). Приводимые в статье параллели с философскими взглядами Платона и других авторов (Гельдерлин, Кьеркогор, Ницше, Хайдеггер и др.) нам будут необходимы для последовательного погружения в рассматриваемую трагедию о «глубочайшей и роковой тайне человека», погибающего под натиском противоречий бытия (перед лицом ужаса) и утрачивающего сакраментальное слово в роковую для себя минуту. Ключевым моментом для статьи будет наша попытка философского осмысления мистической составляющей финальной сцены романа. В частности, используя в качестве наглядной иллюстрации к религиозно-мистической и философской идее романа его центральный символ «Мертвый Христос в гробу» Г. Гольбейна, мы попытаемся подойти к финальным событиям романа с такой последовательностью, чтобы адекватно отобразить необходимость введения автором образа «призрака в зале». В заключительном разделе будет попытка детально раскрыть значение данного в романе «образа», предшествующего «преображению» главного героя.

Список литературы

1. Белинский, 1958 — Белинский В.Г. Горе от ума. Комедия в 4-х действиях, в стихах, сочинение А.С. Грибоедова // А.С. Грибоедов в русской критике: Сборник статей. М.: Гослитиздат, 1958, С. 111–190.

2. Белинский, 1953–1959 — Белинский В.Г. Собр. соч.: в 13 т. М.: АН СССР, 1953–1959.

3. Белякова, 2015 — Белякова Е.Н. Феномен красоты как значимый мотив романа Ф.М. Достоевского «Идиот» в контексте философско-эстетических идей Вл. Соловьева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. № 3. C. 81–85.

4. Бибихин, 2009 — Бибихин В.В. Ранний Хайдеггер: Материалы к семинару. М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2009. 536 с.

5. Борисова, 2018 — Борисова В.В. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: история и типология понимания // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2018. № 4. С. 194–200. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2018-4-194-200

6. Булгаков, 2001 — Булгаков С.Н. Русская трагедия // Библиотека «Вехи», 2001. URL: http://www.vehi.net/bulgakov/tragediya.html (дата обращения: 08.05.2022).

7. Бочаров, 1985 — Бочаров С.Г. О художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985, 296 с.

8. Быков, 2023 — Быков А.С. Эстетика и ее драматическая составляющая с позиций «ночной культуры» в русской философской мысли // Acta eruditorum. 2023. Вып. 43. С. 68–93.

9. Гельдерлин, 1969 — Гельдерлин Ф. Сочинения. Переводы с немецкого. М.: Худож. лит., 1969, 543 с.

10. Гоголь, 1937–1952 — Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: в 14 т. М.; Л.: АН СССР, 1937–1952.

11. Гроссман, 1922 — Гроссман Л.П. Семинарий по Достоевскому. Примечания А.Г. Достоевской к сочинениям Ф.М. Достоевского. М; Петроград: Гос. изд-во, 1922, 120 с.

12. Гуссерль, 2009 — Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. М.: Академический Проект, 2009, 489 с.

13. Достоевская, 1987 — Достоевская А.Г. Воспоминания. М.: Правда, 1987. 544 с.

14. Достоевский, 1972–1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

15. Ермилова, 1999 — Ермилова Г. Восстановление падшего слова, или о филологичности романа «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Альманах. 1999. № 12. С. 54–80.

16. Зеньковский, 1933 — Зеньковский В.В. Проблема красоты в миросозерцании Достоевского // Путь 1933. № 37. C. 36–60.

17. Зеньковский, 2001 — Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический Проект, Раритет, 2001. 880 с.

18. Иванов, 1971–1987 — Иванов Вяч. Собр. соч.: в 4 т. Брюссель: Foyer Oriental Chretien, 1971–1987.

19. Касаткина, 2004 — Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

20. Касаткина, 2006 — Касаткина Т.А. После знакомства с подлинником. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот» // Новый мир. 2006. № 2. URL: https://nm1925.ru/articles/2006/200602/posleznakomstva-s-podlinnikom-2362/ (дата обращения: 07.01.2025).

21. Касаткина, 2018 — Касаткина Т.А. «Записки из подполья» и «Маша лежит на столе»: Опыт медленного чтения в ближайшем контексте // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2018. № 1. С. 121–147. https://doi.org/10.22455/2619-03112018-1-121-147

22. Касаткина, 2020 — Касаткина Т.А. Смерть, новая земля и новая природа в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 3 (11). С. 16–39. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2020-3-16-39

23. Касаткина, 2024 — Касаткина Т.А. Пространство за пределами времени: Десятая глава Апокалипсиса в ключевой метафизической сцене романа «Идиот» // Studia Litterarum. 2024 Т. 9, № 2 С. 218–237. https://doi.org/10.22455/2500-4247-2024-9-2-218-237

24. Кант, 2023 — Кант И. Критика способности суждения. СПб: Азбука, Азбука-Аттикус, 2023. 448 с.

25. Кант, 2024 — Кант И. Критика практического разума. М.: Эксмо, 2024. 320 с.

26. Корбелла, 2024 — Корбелла К. «Дон Кихот» М. де Сервантеса в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2024. № 2 (26). C. 29–52.  https://doi.org/10.22455/2619-0311-2024-2-29-52

27. Кьеркегор, 2022 — Кьеркегор С. Болезнь к смерти / пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. М.: Академический проект, 2022, 157 с.

28. Кьеркегор, 2023 — Кьеркегор С. Понятие страха / пер. с дат. Н.В. Исаевой, С.А. Исаева. М.: Академический проект, 2023, 217 с.

29. Лебедев, 2014 — Лебедев А.В. Логос Гераклита. Реконструкция мысли и слова (с новым критическим изданием фрагментов). СПб.: Наука, 2014. 533 с.

30. Левина, 1994 — Левина Л.А. Некающаяся Магдалина или почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну // Достоевский и мировая культура. Альманах. 1994. № 2. C. 97–118.

31. Лотман, 1996 — Лотман Л.М. О литературном подтексте одного из эпизодов повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» (Сон про белого быка) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Институт Русской Литературы (Пушкинский дом) РАН, 1996. Т. 12. С. 67–77.

32. Мочульский, 1947 — Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж: YMCA-PRESS, 1947, 564 с.

33. Ницше, 1990 — Ницше Ф. Сочинения: в 2 т. М.: Мысль, 1990.

34. Ницше, 2011 — Ницше Ф. Воля к власти. СПб.: Азбука, 2011, 448 с.

35. Платон, 1994 — Платон. Государство. Собр. соч.: в 4 т. М.: Мысль, 1994.

36. Платонов, 2023 — Платонов А. Котлован. СПб.: Азбука, Азбука-Артикус, 2023. 192 с.

37. Сабаева, 2015 — Сабаева Н.В. Павловск в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Самара: Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17, № 1 (2). С. 453–456.

38. Сафрански, 2002 — Сафрански Р. Хайдеггер: германский мастер и его время. М.: Молодая гвардия, 2002. 614 с.

39. Селезнев, 1981 — Селезнев Ю.И. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1981. 543 с.

40. Степанян, 2013 — Степанян К.А. Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени. М.: Языки славянской культуры, 2013. 368 c. 41. Суриков 2020 — Суриков В. Тяжелая поступь русского бытия. Попытка высказаться о романе Достоевского «Идиот». СПб: BooksNonStop, 2020. 172 c.

42. Тоичкина, 2006 — Тоичкина А.В. Роль трагедии в романе Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2006. № 21. С. 21–31.

43. Тракль, 2000 — Тракль Г. Псалом. Полн. собр. стих / пер. с нем. В. Летучего. М.: ФАЗИС, 2000. 192 с.

44. Федоров, 2004 — Федоров Г.А. Московский мир Достоевского. Из истории русской художественной культуры XX века / предисл. С.Г. Бочарова, В.Н. Топорова. М.: Языки славянской культуры, 2004. 464 с.

45. Хайдеггер, 1993 — Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.

46. Хайдеггер, 2013 — Хайдеггер М. Основные понятия метафизики / пер. с нем. В.В. Бибихина, А.В. Ахутина, А.П. Шурбелева. СПб.: Владимир Даль, 2013. 591 с.

47. Хайдеггер, 2017 — Хайдеггер М. Гёльдерлин и сущность поэзии // Хайдеггер М. О поэтах и поэзии: Гёльдерлин. Рильке. Тракль. М.: Водолей, 2017. С. 7–24.

48. Ортега-и-Гаcceт, 1991 — Ортега-и-Гаcceт Х. Размышления о «Дон Кихоте» // Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 113–155.

49. Яновский, 1885 — Яновский С.Д. Воспоминания о Достоевском // Русский Вестник. 1885. Т. 176. С. 796–819.