Скачать:

PDF

Автор: Александр Борисович Криницын
Сведения об авторе:

доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, ГСП–1, стр. 51, 119991 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0003-0262-5058

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Криницын А.Б. Романтические коннотации к образу Ипполита Терентьева (роман Ф.М. Достоевского «Идиот») // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2025. № 2 (30). C. 107–142. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-2-107-142

Дата поступления: 12.02.2025
Дата публикации: 25.06.2025
Номер журнала: № 2 (30) 2025
Рубрика: Герменевтика. Медленное чтение
Страницы: 107-142
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-2-107-142
EDN:

https://elibrary.ru/HEJUDH

Индекс УДК: 821.161.1.0+821.112.2.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)+83.3(4Гем)
Тип публикации: Научная статья 
Ключевые слова: Достоевский, Шиллер, Гете, Гёльдерлин, природа, пейзаж, романтизм, христианство, райская гармония, возвышенное, трагическое, самоубийство.
Аннотация: В статье разбирается образ Ипполита Терентьева и основные мотивы его «необходимого объяснения» в свете их пересечения с идеями немецкого идеализма и романтизма, что позволяет более глубоко раскрыть тему природы в ее экзистенциальном отношении к человеку. В немецкой натурфилософии природа также, как и в христианстве, рассматривается как процесс вечной жизни и феномен высшей красоты, являющий Божие всеприсутствие в мире, но приобретает более самостоятельное значение, наделяясь духовностью, божественностью и приобретая пантеистическое звучание, отчего диалог героя с природой становится философски значимым и ответственным. Подобное происходит и с Ипполитом, поскольку он не в силах до конца поверить в Бога, и ему остается обращаться к природе, которая, предстает перед ним амбивалентно: то как источник жизни и непостижимой красоты (символом чего становится солнце), то как «темная сила», обрекающая все живое на смерть (образно выраженная как тарантул). Герой соответственно то стремится слиться с природой, то бунтует против нее, в отчаянии от своей чуждости ей и обреченности на гибель. Взгляды Ипполита сопоставляются в статье с идеями и образами Ф. Шиллера, И.В. Гете, Ф. Гёльдерлина. Романтическая подоснова мировоззрения оказывается присуща и князю Мышкину, находящемуся благодаря этому в отношениях своеобразного дуализма с Ипполитом. Однако Мышкину удается адаптировать романтическое представление о природе к христианскому мировоззрению. Если князю приписывается мысль о спасении и освобождении мира через красоту, то Ипполит в своей трагической безысходности надеется обрести свободу через другую эстетическую категорию — возвышенного (из трактата Шиллера «О возвышенном»). С этим связана его заочная полемика с Мышкиным. Примирение идей обретается в отношении к природе как непреходящему земному раю, источнику Божией благодати, гармонии и красоты. 

Список литературы

1. Ариповский, 1966 — Ариповский В. Образ Ипполита в композиционной структуре романа Ф.М. Достоевского «Идиот» // Вопросы русской литературы. 1966. Вып. 3. С. 41–46.

2. Бердяев, 1990 — Бердяев Н.А. Судьба России. М.: Мысль, 1990. 240 с.

3. Богач, 2012 — Богач Д.А. Образ природы в творчестве Ф.М. Достоевского: различные подходы к изучению // Вестник ЧелГУ. 2012. №32 (286). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-prirody-v-tvorchestve-f-m-dostoevskogo-razlichnye-podhody-k-izucheniyu (дата обращения: 24.01.2025).

4. Богач, 2015 — Богач Д.А. Сакральное значение природы в романном мире Ф.М. Достоевского // Достоевский и современность: материалы XVIХ Международных Старорусских чтений 2014 г. В. Новгород: Новгородский музей-заповедник, 2015. С. 28–36.

5. Богач, 2017 — Богач Д.А. Образ паука в художественном мире Ф.М. Достоевского // Челябинский гуманитарий. 2017. №2 (39). С. 7–12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-pauka-v-hudozhestvennom-mire-f-m-dostoevskogo (дата обращения: 24.01.2025).

6. Боград, 2001 — Боград Г. Мифотворчество Достоевского (К теме Апокалипсиса в романе «Идиот») // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2001. Т. 16. С. 342–351.

7. Боровкова, 2000 — Боровкова Н.М. Лев Мышкин — Ипполит Терентьев (К вопросу об авторской интенции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот») // Эйхенбаумовские чтения: материалы межвуз. науч. конф., Воронеж, сент. 2000 г. Воронеж, 2000. С. 6–7.

8. Габдуллина, 2019 — Габдуллина В.И. Рукопись Ипполита Терентьева в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»: жанр и нарративные стратегии // Проблемы исторической поэтики. 2019. Т. 17, № 3. С. 129–148. https://poetica.pro/files/redaktor_pdf/1568199113.pdf (дата обращения: 10.01.2025).

9. Гёльдерлин, 1988 — Гёльдерлин Ф. Гиперион. Стихи. Письма. Сюзетта Гонтар. Письма Диотимы. М.: Наука, 1988. 718 с.

10. Гете, 2001— Гете И.В. Страдания юного Вертера. СПб.: Наука, 2001. 252 с.

11. Гете, 2016 — Гете И.В. Фауст: трагедия / пер. с нем. Н. Холодковского. М.: Изд-во АСТ, 2016. 544 с.

12. Гражис, 1979 — Гражис П.Й. Достоевский и романтизм. Вильнюс: Мокслас, 1979. 172 с.

13. Достоевский, 1972−1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

14. Дурылин, 2011 — Дурылин С.Н. Пейзаж в произведениях Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2011. № 25. С. 473–508.

15. Ермакова, 1968 — Ермакова М.Я. Место Ипполита Терентьева в галерее «бунтарей» Достоевского // Научные доклады и сообщения литературоведов Поволжья: материалы 5 зонал. науч. конф. литературоведов. Каф. пед. ин-тов и ун-тов. Ульяновск, 1968. С. 127–145.

16. Касаткина, 2004 — Касаткина Т.А. Смысловое поле слова «природа»: взаимоотношения человека с природой в христианском миросозерцании Достоевского // О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. С. 365–372.

7. Касаткина, 2015 — Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 521 с.

18. Касаткина, 2023 — Касаткина Т.А. «Мы будем — лица…» Аналитико-синтетическое чтение произведений Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2023. 432 с.

19. Кори, 1997 — Кори С. Смерть в сюжетном построении романа «Идиот» // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 1997. Т. 14. С. 130–138.

20. Криницын, 2017 — Криницын А.Б. Сюжетология романов Ф.М. Достоевского. М.: МАКС Пресс, 2017. 456 с.

21. Криницын, 2022 — Криницын А.Б. О счастье и радости в мире Достоевского. М.: Издательский Дом ЯСК, 2022. 328 с.

22. Лесевицкий, 2014 — Лесевицкий А.В. Проблема отчуждения человека от природы в экзистенциальном дискурсе Ф.М. Достоевского // Политика, государство и право. 2014. № 10. URL: https://politika.snauka.ru/2014/10/1835 (дата обращения: 16.01.2025).

23. Любимская, 2015 — Любимская О.М. Мотив рая в творчестве Ф.М. Достоевского 1860-х–1870-х гг // Уральский филологический вестник. Серия: Драфт: молодая наука. 2015. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-raya-v-tvorchestve-f-mdostoevskogo-1860-h-1870-h-gg (дата обращения: 28.01.2025).

24. Мехтиев, 2021 — Мехтиев В.Г. «Два конца незримой цепи…»: Ипполит и князь Мышкин // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №4 (106). URL: https://research-journal.org/archive/4-106-2021-april/dva-konca-nezrimoj-cepi-ippolit-iknyaz-myshkin?ysclid=majkjlaop5106363039 (Дата обращения 11.01.2025). DOI: 10.23670/ IRJ.2021.106.4.111

25. Плетнев, 2007 — Плетнев Р.В. Земля (из работы «О природе в творчестве Достоевского») // Вокруг Достоевского / под ред. А.Л. Бема. М.: Рус. путь, 2007. С. 152–158.

26. Подосокорский, 2020 — Подосокорский Н.Н. Легенда о Ротшильде как «Наполеоне финансового мира» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 1 (9). С. 31–50. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2020-1-31-50

27. Смыслова, 2018 — Смыслова О.Н. Образ дерева в романе «Идиот» Ф.М. Достоевского // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2018. № 3. С. 92–103. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2018-3-92-103

28. Соловьев. 1979 — Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского. М.: Сов. писатель, 1979. 350 с.

29. Сузанская, 2021 — Сузанская Т.Н. Образы предгрозья и грозы в романе Ф.М. Достоевского «Идиот»: психологический параллелизм, символика и полифония // Многоязычие в образовательном пространстве. Ижевск, УдмГУ. 2021. Т. 13. С. 88–96. URL: https://journals.udsu.ru/multilingualism/article/view/6613/5924 (дата обращения: 28.01.2025).

30. Тиме, 2011 — Тиме Г.А. Тургенев и немецкая мысль XVIII–XIX веков // Тиме Г.А. Россия и Германия: философский дискурс в русской литературе XIX–ХХ веков. СПб.: Нестор–история, 2011. С. 58–173.

31. Тоичкина, 2007 — Тоичкина А.В. Религиозно-философский смысл образа природы («Отверженные» В. Гюго в контексте творчества Достоевского 1860-х гг.) // Достоевский: Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2007. Т. 18. С. 346–359.

32. Турышева, 2003 — Турышева О.Н. Образ превращения в творчестве Ф.М. Достоевского и Ф. Кафки Известия Уральского государственного университета. Серия 2: гуманитарные науки. 2003. № 28. С. 113–132.

33. Фаликова, 1991 — Фаликова Н.Э. «Идеальный» пейзаж в романе Достоевского «Идиот» // Достоевский и современность. Тезисы выступлений на «Старорусских чтениях». Новгород, 1991. Ч 1. С. 185–188.

34. Чжан Бяньгэ, 2007 — Чжан Бяньгэ. Одухотворенный пейзаж в раскрытии духовных исканий героев романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность: материалы ХХI Международных старорусских чтений 2006 г. Великий Новгород, 2007. С. 54–65.

35. Чирков, 1963 — Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М.: АН СССР, 1963. 187 с.

36. Шиллер, 1901–1902 — Шиллер Ф. Собр. соч.: в 4 т. / под ред. С.А. Венгерова. СПб.: Брокгауз–Ефрон, 1901–1902.

37. Goethe, 1984 — Goethe J.W. Faust. Berlin und Weimar: Aubau Verlag, 1984. 783 p.

38. Schiller, 1943–2013 — Schillers Werke: National-Ausgabe. In 43 Bänden. Weimar: Verlag Hermann Böhlaus, 1943–2013.