Скачать:

PDF

Автор: Елена Владимировна Степанян
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, доцент кафедры СМИ, Дипломатическая Академия МИД России, ул. Остоженка д. 53/2, стр. 1, 119021 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-2175-1386

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Степанян Е.В. Déjà lu. Как вспоминается прочитанное? // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2025. № 2 (30). С. 143–156. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-2-143-156

Дата поступления: 12.02.2025
Дата публикации: 25.06.2025
Номер журнала: № 2 (30) 2025
Рубрика: Поэтика. Контекст
Страницы: 143-156
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2025-2-143-156
EDN:

https://elibrary.ru/HFHYUY

Индекс УДК: 821.161.1.0+821.111.0+82.0
Индекс ББК: 83.3(2Рос=Рус)+83+83.3(4Вел)
Тип публикации: Научная статья
Ключевые слова: Достоевский, «Подросток», Ч. Диккенс, «Лавка древностей», визуальная память, читательская память, Тришатов, déjà lu.
Аннотация: В статье говорится об особенностях функционирования читательской памяти. Автор предлагает для анализа этого явления свой термин — déjà lu, уже прочитанное (по аналогии с распространенным выражением déjà vu). Анализируя роман Ф.М. Достоевского «Подросток», автор приходит к выводу, что между воспоминанием о визуальном впечатлении и о впечатлении от прочитанного есть много общего. Герои романа активно взаимодействуют друг с другом визуально, эти контакты обнаруживают скрытые, зачастую хищнические намерения того или другого персонажа. Иным статусом в тексте наделены экфрастические фрагменты, когда герой-идеолог (Версилов, Макар Иванович) вспоминает о важном для него зрительном впечатлении. Такое воспоминание обнаруживает центральную идею как первого, так и второго, узел внутренней жизни каждого из персонажей-созерцателей. Характерно при этом, что воспоминание об увиденном избирательно. Версилов, описывая пейзаж К. Лоррена, не упоминает о действующих лицах композиции. Ему важны природные и этические компоненты изображенного. Он активно препарирует и видоизменяет когда-то увиденное. Так же избирательно работает и читательская память героев романа. Среди персонажей «Подростка», читающих много и разнообразно, особое место занимает Тришатов, вспоминающий о детском чтении «Лавки древностей» Ч. Диккенса. Картина, сохранившаяся в памяти Тришатова, кардинально отличается от созданной английским писателем. Тут мы видим еще более активное и радикальное вмешательство памяти, чем в предшествующем примере. Память Тришатова «редактирует» им прочитанное, делает его почти неузнаваемым. Вместо наивного, подробного изображения сельской местности, где находит себе упокоение крошка Нелл из диккенсовского романа, герой Достоевского создает масштабную, мистическую картину старой Европы, переживающей свой закат.

Список литературы

1. Ашимбаева, 2004 — Ашимбаева Н.Т. Отражение художественного мира Диккенса в творчестве Достоевского // Достоевский и мировая культура. Альманах. 2004. № 20. С. 239−247.

2. Боборыкина, 2022 — Боборыкина Т.А. Уже не подросток. Еще не князь // Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения / гл. ред. Т.А. Касаткина. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С. 275−308. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0677-2158-185

3. Достоевский, 1972−1990 — Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

4. Достоевский в Германии, 1973 — Дудкин В.В. Азадовский К.М. Достоевский в Германии (1846−1921) // Литературное наследство. 1973. Т. 86, № 1. С. 659–740. 5. Изер — Изер В. Процесс чтения: феноменологический подход. URL: https://ozlib.com/1111601/literatura/volfgang_izer_protsess_chteniya_fenomenologicheskiy_podhod?yscli d=m63n1176xr600984997 (дата обращения 19.01.2025).

6. Касаткина, 2015 — Касаткина Т.А. Священное в повседневном: двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.

7. Кривцун, 2011 — Кривцун О.А. Аура произведения искусства: узнаваемое и ускользающее // Художественная аура: истоки, восприятие, мифология. М.: Индрик, 2011. С. 17−39.

8. Перлина, 2017 — Перлина Н.М. Тексты-картины и экфразисы в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». СПб.: Алетейя, 2017. 288 с.

9. Рильке, 1977 — Рильке Р.-М. Новые стихотворения. М.: Наука, 1977. 543 с.

10. Степанян-Румянцева, 2022 — Степанян-Румянцева Е.В. Подросток — роман видения // Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения / гл. ред. Т.А. Касаткина. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С. 158–185. https://doi.org/10.22455/978-5-92080677-2-158-185

11. Тарасова, 2022 — Тарасова Н.А. Проблемы текстологического исследования романа «Подросток» // Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: современное состояние изучения / гл. ред. Т.А. Касаткина. М.: ИМЛИ РАН, 2022. С. 431–567. https://doi.org/10.22455/978-5-9208-0677-2-431-567