Аннотация: В данной статье будет рассмотрена точка взаимокасания и взаимоотталкивания двух христианств в героях романа «Братья Карамазовы». Необходимо будет указать на принципиально два разных отношения к миссии церковного служителя: один проповедует любовь, призывая человека жить в миру и для мира, в то время как другой выдвигает аскетический образ жизни, в котором теряется «образность» Христа. Если светлый строй души Зосимы делает для него возможным увидеть рай в настоящем, то мрачная фигура Ферапонта догматизирует некоторые христианские истины, в результате чего для него человек – вечный узник в крепости греха. Дар любви первого – это торжество Слова и жизни, в которой «все хорошо и великолепно, потому что все истина». В его лексиконе отсутствует неистовость и ненависть по отношению к инакомыслящим – только сочувствие к страдающим. Аскет Ферапонт, одержимый греховным состоянием мира, в одном шаге от введения инквизиции. В постнике нельзя не увидеть желание утвердить свою духовную власть и могущество, что показано в сцене после смерти Зосимы. В его картине мира существует наслаждение победившего и муки пораженного, без возможности спасти падшего или облегчить его долю. Зосима на смертном одре видит мир, в котором есть смерть и рождение, ведь для него солнце заходит и каждодневно восходит, в то время как Ферапонт утверждает Христа, Который «победил заходящу солнцу».
Список литературы
Авва Дорофей, 1991 – Авва Дорофей. Душеполезные поучения и послания. Тула: Приокское кн. изд-во, 1991. 306 с.
Аверинцев, 2001 – Аверинцев С.С. «Великий инквизитор» с точки зрения advocatus diaboli // Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. Киев, 2001. Лекция в Париже в 1993. Цит. по: URL: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%90/averincev-sergej-sergeevich/dve-statji-iodna-lekciya/1
Августин, 2007 – Архимандрит Августин (Никитин). Св. Франциск Ассизский, Достоевский и восточное монашество // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 18. Спб.: Наука, 2007. С. 62-85.
Антоний, 1921 – Антоний (А. Храповицкий), митрополит. Словарь к творениям Ф.М. Достоевского. «Не должно отчаиваться». София, 1921. 184 с.
Бердяев, 1994 – Бердяев Н.В. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 480 с.
Бердяев, 1926 – Бердяев Н.В. Спасение и творчество. Два понимания христианства // Путь. 1926. № 2. С. 26-46.
Григорий Богослов, 1994 – Святитель Григорий Богослов. Слово 1. На Святую Пасху и о своем замедлении – Слово первое на святую пасху и замедление // Творения иже во святых отца нашего Григорий Богослова, Архиепископа Константинопольского: в 2 т. Свято-Троикая Сергиева Лавра, 1994. Т. 1. С. 18.
Бубер, 1995 – Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С. В. Лезова. М.: Республика, 1995. 464 с.
Достоевский, 1972-1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.
Дурылин, 1928 – Дурылин С. Об одном символе у Достоевского // Достоевский. М.: ГАХН, 1928. С.163-198.
Зеньковский, 2001 – Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, Раритет, 2001. 880 с.
Касаткина, 2016 – Касаткина Т.А. Идеал монашества и его пропасти и подводные камни в последнем романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // IV Летние чтения в Даровом / ред.-сост. В. А. Викторович. Коломна: ИД «Лига», 2016. С. 30-41
Леонтьев, 1882 – Леонтьев К. Наши новые христиане, Ф.М. Достоевский и гр. Лев Толстой (По поводу речи Достоевского на праздник Пушкина и повести гр. Толстого «Чем люди живы?») М.: Тип. Е.И. Погодиной, Софийская набер., д. Котельниковой, 1882. 68 с.
Мень, 1989 – Мень А. Два пути понимания христианства. URL: http://www.alexandrmen.ru/lectures/twoway.html
Паскаль, 2011 – Паскаль Б. Мысли Малые сочинения. Письма / Блез Паскаль; пер. с фр., вст. ст. и прим. Ю. Гинзбург. М.: АСТ: Астрель, 2011. 544 с.
Петров, 1997– Петров Г. Евангелие как основа жизни. М.: Православ. Братство Св. Апостола Иоанна Богослова, 1997. URL: http://www.wco.ru/biblio/books/petrov1/Main.htm
Поповић, 1974 – Јустин (Поповић), архимандрит. Православна Црква и екуменизам. Салоники: Изд. Манастира Хиландара, Света Гора, 1974. 219 с.
Попович, 2004 – Преподобный Иустин (Попович). Философские пропасти. М.: Изд. Совет. Рус. Прав. Цер., 2004. 280 с.
Розанов, 1994 – Розанов В.В. В темных религиозных лучах. Собр. соч. / под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Издательство «Республика», 1994. 476 с.
Розанов, 1995 – Розанов В.В. Около церковных стен. Собр. соч. / под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 1995. 560 с.
Розанов, 2001 – Розанов В.В. Собрание сочинений. Литературные изгнанники: Н.Н. Страхов. К.Н. Леонтьев. М.: Республика, 2001. 337 с.
Розанов, 2015 – Розанов В.В. Полн. собр. соч.: в 35 томах. Спб.: Росток, 2015. Т.2. 480 с.
Сальвестрони, 2001 – Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского. Спб.: Академический проект, 2001. 187 с.
Соловьев, 1912 – Соловьев Вл. С. Собр. соч.: в 10 т. / Под ред. и с прим. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова. Т. 3. Спб.: Книгоизд. Товар. «Просвещение», 1912. 440 с.
Флоренский, 1990 – Флоренский П. Столп и утверждение истины: в 2 т. М.: Правда, 1990. Т.1. 496 с.
Флоровский, 1991 – Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 599 с.
Франк, 2011 – Франк С. Свет во тьме. М.: Изд-во Белорусс. Экзархата, 2011. 832 с. Хоружий, 1998 – Хоружий С.С. К феноменологии аскезы. М.: Изд. Гуманит. лит., 1998. 352 с.
Шлейермахер, 1994 – Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи. Спб.: Алетейя, 1994. 423 с.
Шмеман, 1996 – Прот. Александр Шмеман. Церковь. Мир. Миссия. Мысли о Православии на Западе. М.: Паломник, 1996. 207 с.