Благодарности: Исследование выполнено в Институте мировой литературы им. А.М. Горького РАН за счет гранта Российского научного фонда (РНФ, проект № 17-18-01432)
«Записки из подполья» и «Маша лежит на столе…»: Опыт медленного чтения в ближайшем контексте
- Скачать:
- Автор: Татьяна Александровна Касаткина
- Сведения об авторе:
Доктор филологических наук, зав. отделом теории литературы ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского Научного совета «История мировой культуры» РАН. Живет в Москве.
E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
- Номер журнала: 2018 № 1
- Рубрика: МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
- Страницы: 121-147
- DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2018-1-121-147
- Индекс УДК: 821.161.1
- Ключевые слова: философия Достоевского, медленное чтение, контекстуальный анализ, авторские концепты, авторская позиция, «Записки из подполья», «Маша лежит на столе», «Социализм и христианство».
- Аннотация: Черновая запись Ф.М. Достоевского «Маша лежит на столе. Увижусь ли с Машей…» осознается некоторыми исследователями как ближайший контекст «Записок из подполья», но контекст этот оказывается проблематичен, вплоть до высказываний: «Непонятно, как эти два текста, будучи написаны одной рукой, вообще могут соседствовать во времени?!». В статье предпринимается попытка путем медленного чтения записи «Маша лежит на столе…» выявить не только общую проблематику этой записи (а также черновой записи «Социализм и христианство») с «Записками из подполья», но и те общие решения, которые Достоевский предлагает в анализируемых текстах. При этом становится очевидной степень имплицитности идей, доносимых Достоевским сквозь речь героя, их ненавязчивости для читателя, сокрытость необходимости (и даже в какой-то степени неизбежности для человеческого бытия) «веры и Христа» в, казалось бы, самых «нигилистических» речах персонажа. Методика «медленного чтения» оказывается наиболее адекватной для такого рассмотрения этих произведений в ближайшем контексте, поскольку черновые записи Достоевского обладают огромной смысловой плотностью, резко повышенной суггестивностью, и обращение к ним «в целом» не позволяет увидеть их очень конкретной связи с ближайшими к ним по времени написания художественными текстами. В статье разбираются категории философии Достоевского «я» и «все», его решение проблемы цели человеческой жизни, а также композиционно обосновывается художественная целостность «Записок из подполья».