Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Александровна Касаткина
Сведения об авторе:

Татьяна Александровна Касаткина, доктор филологических наук, зав. научно-исследовательским центром «Ф.М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, председатель комиссии по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН (Москва).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Касаткина Т.А. Шиллер у Достоевского: Элевсинские мистерии в «Братьях Карамазовых» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2019. № 4(8). С. 68-89

Номер журнала: 2019 № 4 (8)
Рубрика: Поэтика. Контекст
Страницы: 68-89
DOI: https://doi.org/DOI 10.22455/2619-0311-2019-4-68-89
Индекс УДК: 82+821.161.1+821.112.2
Индекс ББК: 83+83.3(2=411.2)+83.3(4ГЕМ)

 

Аннотация: Достоевский с ранней юности ценил Шиллера как того, кто раскрыл ему глаза на многое, что прежде молодой человек лишь предчувствовал; Шиллер представил в образах основополагающие и глубинные идеи дальнейшего творчества Достоевского. Образы эти сыграют важнейшую роль в создании единого смыслового пространства последнего романа Достоевского. Взяв эпиграфом к роману единственное место в Евангелии, где Иисус говорит с пришедшими к Нему эллинами, и говорит с ними, используя язык и образы Элевсинских мистерий, Достоевский одновременно ввел в роман большие цитаты из «Элевзинского праздника» Шиллера в переводе Жуковского, соединив их в восприятии читателя с одой «К Радости», создав тем самым пространство проявления главной вести Элевсиний, представшей в христианстве во плоти: вести о фундаментальном единстве человечества, о другом человеческом облике, о другой человеческой мерности, о необходимости для обретения жизни будущего века выхода за пределы своей здешней уединенной природы, толкуемой Достоевским как ошибка восприятия, искажение «правильного очерка человека».

 

Список литературы

1. Достоевский 1972-1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972- 1990.

2. Жуковский, 1959 – Жуковский В.А. Собр. соч.: в 4 т. М. – Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. Т. 2. 487 с.

3. Касаткина, 2019 – Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.

4. Касаткина, 2015 – Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 544 с.

5. Криницын – Криницын А.Б. Достоевский и Шиллер. Часть четвертая. Мотивы и идеи Шиллера в «Братьях Карамазовых»: «Разбойники». URL: https://www.portal-slovo.ru/ philology/46077.php#_ednref12 (дата обращения: 12.11.2019)

6. Мережковский, 2017 – Мережковский Д.С. Собр. соч.: в 20 т. М.: Дмитрий Сечин, 2017. Т. 14. 807 с.

7. Милош – Милош Ч. Сведенборг и Достоевский. URL: https://mylektsii.ru/5-82602. html (Дата обращения: 04.12.2019)

8. Шиллер, 1957 – Шиллер И.К.Ф. Письма об эстетическом воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч.: в 7 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. Т. 6. 791 с.