Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Георгиевна Магарил-Ильяева
Сведения об авторе:

научный сотрудник научно-исследовательского центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура» ИМЛИ им. А.М. Горького РАН (Москва).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Магарил-Ильяева Т.Г. Богословие Ф.М. Достоевского в понимании Бердяева // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 3 (11). С. 117-139.

Номер журнала: 2020 № 3(11)
Рубрика: ДОСТОЕВСКИЙ В XX - XXI ВЕКЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 117-139
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2020-3-117-139
Индекс УДК: 821.161.1+2+13
Индекс ББК: 83.3(2=411.2)+86
Ключевые слова: Н. Бердяев, Ф.М. Достоевский, «Миросозерцание Достоевского», «Смысл творчества», богословие, творческий акт
Аннотация: Статья посвящена анализу методов выявления и репрезентации богословского уровня творчества Ф.М. Достоевского, применяемых Н. Бердяевым в работах «Миросозерцание Достоевского» и отчасти в «Смысле творчества». Разделение статьи на две части обусловлено тем, что Бердяев не просто описывает религиозно-философскую систему Достоевского, анализируя тексты писателя, но основывает ее на разработанной им идее о сакральной сути творческого акта, что приводит философа к необходимости формирования специального метода исследования, учитывающего самые глубокие основания творческого процесса. Таким образом, в первой части работы анализируется метод исследования Бердяева, в основе которого находится идея истинного познания как творческого акта, выходящего за пределы художественной сферы и раскрывающегося как напряжение и движение человеческого духа в поисках встречи с Истиной. В первой части статьи рассматриваются основные положения «теории» творческого акта, разработанные Бердяевым и лежащие, по мнению философа, в основе творческого процесса Достоевского как активного богообщения. В той же части анализируется метод исследования духовного мира творца, описанный философом в «Миросозерцании…». Во второй части работы описаны ключевые моменты богословской системы Достоевского, раскрывающие ее как воплощение теоретических положений Бердяева о сути творческого акта, в принципе являющегося духовным путем каждого человека. Раскрывается представление Бердяева о богословии писателя не как о сумме рассуждений о Боге и божественной природе, но как о практическом методе движения человеческого духа навстречу Богу и собственной преображенной природе.

Список литературы

1. Бердяев, 2016 – Бердяев Н.А. Русская идея. Миросозерцание Достоевского. М.: Издательство «Э», 2016. 512 с.

2. Бердяев, 2018а – Бердяев Н. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. М.: T8RUGRAM, 2018. 102 с.

3. Бердяев, 2018 – Бердяев Н.А. Смысл творчества. М.: Издательство АСТ, 2018. 416 с.

4. Гачева, 2004 – Гачева А.Г. «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется…» (Достоевский и Тютчев). М.: ИМЛИ РАН, 2004. 637 с.

5. Гачева, 2007 – Гачева А.Г. Творчество Достоевского и русская религиозно-философская мысль конца XIX – первой трети XX века / Достоевский и XX век. Под редакцией Т.А. Касаткиной. В 2-х томах. Т. 1. М.: ИМЛИ РАН, 2007. 752 с.

6. Достоевский, 1972–1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

7. Иванов, 1979 – Иванов Вяч. И. Собрание сочинений. Брюссель, 1979. Т. 3.

8. Левицкий, 1981 – Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли. Т. II. Франкфурт - на - Майне, 1981. 231 с.

9. Кантор, 2014 – Кантор В.К. Бердяев о Достоевском: теодицея и свобода. Философские науки. 2014.(4). С. 52-64.

10. Касаткина, 2004 – Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

11. Касаткина, 2015 – Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.

12. Магарил-Ильяева, 2019 – Магрил-Ильяева Т.Г. Произведения Ф.М. Достоевского 1840-х – начала 1860-х годов как «единый текст». Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. ИМЛИ РАН. М., 2019.