Скачать:

PDF

Автор: Кашина Татьяна Александровна
Сведения об авторе:

к.ф.н., доцент, Российский государственный гуманитарный университет (Москва).

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Кашина Т.А. Felix culpa: спасительный грех в пьесе «Атласный башмачок» и в романе «Братья Карамазовы» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2020. № 3(11). С. 169-179.

Номер журнала: 2020 № 3(11)
Рубрика: КОМПАРАТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Страницы: 169-179
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2020-3-169-179
Индекс УДК: 821.16.1+821.133.1
Индекс ББК: 83.3(2=411.2)+83.3(4)
Ключевые слова: счастливая вина, грех, спасение, природа человека, рай, свобода.
Аннотация: В данной статье осуществляется попытка сравнения сотериологических идей пьесы «Атласный башмачок» и романа «Братья Карамазовы», двух произведений, в которых авторы высказываются наиболее полно как богословы. Для обоих произведений тема греха и искупления является центральной. Эпиграфами своего произведения Поль Клодель делает два высказывания о наличии у греха спасительного потенциала. В романе Достоевского также можно увидеть, как грех становится важнейшим отправным пунктом для дальнейшего положительного духовного изменения героев. Однако в своей пьесе Клодель не только показывает возможность для греха стать отправной точкой обращения героев, но и говорит о некоторого рода необходимости в грехе для дела спасения мира: так, главные герои «Атласного башмачка» совершают своеобразный символический побег из рая (Дон Родриго бежит из новициата иезуитов, Донья Пруэз бежит из «райского сада», насаженного для нее мужем) и это позволяет им раскрыть самих себя в полноте и осуществить свое спасительное для мира призвание. Митя Карамазов же в конце романа говорит о том, что «новый человек» в нем «никогда бы не явился», если бы не случившееся (а случившееся включает в себя череду Митиных грехов). Это наталкивает на мысль о «счастливой вине», термине из латинского гимна Exultet, в котором говорится о необходимости греха для дела искупления. Однако, как показывает Клодель даже самим названием своей пьесы (Донья Пруэз, прежде чем совершить свой побег, приносит в дар Богоматери свой атласный башмачок, чтобы Пречистая Дева воспрепятствовала ей стать на путь зла), грех становится спасительным только благодаря человеческой свободе.

Список литературы

1. Блаженный Августин, – Блаженный Аврелий Августин, Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви. URL : https://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgustin/enhiridion/ (дата обращения: 18.07.2020)

2. Достоевский, 1972–1990 – Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972-1990.

3. Касакткина, 2014 – Касаткина Т.А. Лекция «Герои “Братьев Карамазовых” в центре евангельской истории». 2014. URL: https://www.youtube.com/watch?v=BdwhTyvG73A&ind ex=59&list=PLDOc44HOHh_XmCcRk-DIO4ihHqAujZv2a (дата обращения: 02.04.2020)

4. Клодель, 2010 – Клодель П. Атласный башмачок. М.: Alma Mater, 2010. 518 с.

5. Мийе-Жерар, 2010 – Мийе-Жерар Д. Etiam peccata. Цит. по: Клодель, П. Атласный башмачок. М.: Alma Mater, 2010. 518 с.

6. Олливье, 1994 – Олливье С. Полемика между Полем Клоделем и Андре Жидом по поводу образа Иисуса Христа в творчестве Достоевского. URL: https://poetica.pro/journal/ article_en.php?id=2384 (дата обращения: 02.04.2020)

7. Balthasar, 2002 – Balthasar von, H. U. Le Soulier de satin de Paul Claudel. Genève : Ad Solem, 2002. 76 p.

8. Claudel, 1968 – Claudel P. Journal I, 1904–1932. P.: Gallimard. 1968. 1499 p.

9. Claudel-Gide, 1949 – Claudel P., Gide A. Correspondance Claudel-Gide: 1899–1926. P.: Gallimard, 1949. 399 p.