Аннотация: В статье анализируется значение сказки, сказочных мотивов в описании определённого периода жизни Неточки. Сказочная атрибутика используется при описании детства Неточки, проведенного с матерью и отчимом на чердаке. Неточка начинает себя помнить с момента возникновения любви к Ефимову, который тогда уже выстроил вокруг себя целый мир фантазий и иллюзий. Полюбив Ефимова, Неточка принимает его видение действительности и погружается в нереальную, сказочную атмосферу. Она верит в талант Ефимова, вместе с ним ненавидит и боится свою бедную матушку и мечтает убежать из дома. В какой-то момент сказка рушится: умирает «злодейка-жена», и Ефимову не удается одержать победу над приезжим скрипачом С-цом. Тогда утрата таланта становится неоспоримым фактом для самого Ефимова, а следом за ним и для Неточки. Девочка вдруг начинается бояться отца, не хочет оставлять матушку одну в комнате и страшится путешествия, о котором так страстно мечтала все это время. Очнувшись от сказки, и Ефимов, и Неточка начинают видеть вещи такими, какие они есть, начинают осознавать действительность. И если для Ефимова жизнь без сказки и без веры в свою гениальность становится неосуществимой, то для Неточки освобождение от фантазий и грез оказывается возможностью перехода к другой, новой жизни. Исследование сказочных мотивов помогает осознать, каким образом проходило взросление Неточки, и как любовь к отцу ввела Неточку в ту странную и волшебную атмосферу, которой отличались детские годы девочки. Также используемые в описании данного периода жизни Неточки сказочные мотивы показывают, как сильно влияет на детей поведение и мысли тех, кого они любят, и как сильно человек может исказить реальность, не желая признавать печальную действительность.
Список литературы
1. Достоевский 1972–1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.
2. Пропп, 1928 – Пропп В. Морфология сказки, Л.: ACADEMIA, 1928. 152 с.