Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Вячеславовна Ковалевская
Сведения об авторе:

доктор философских наук, доцент, профессор кафедры европейских языков Института лингвистики, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская площадь д. 6, 125993 г. Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-0527-2289

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Ковалевская Т.В. «Фауст» Ш. Гуно и художественные принципы Достоевского // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, 2021. № 2 (14). С. 89-115. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-2-89-115

Дата поступления: 10.04.2021
Дата публикации: 25.06.2021
Номер журнала: 2021 № 2(14)
Рубрика: ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Страницы: 89-115
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-2-89-115
Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2=411.2)
Ключевые слова: «Подросток», Г. Берлиоз, «Фантастическая симфония», полифония, М.М. Бахтин, А. Шёнберг.
Аннотация: В статье рассматривается «фаустовская» сцена из «Подростка» Ф.М. Достоевского как музыкальное воплощение центрального художественного приема Достоевского – максимального формального сближения высказываний при их максимальном смысловом расхождении. Данный прием помещается в контекст концепции полифонического романа М.М. Бахтина, а также в контекст истории полифонии как музыкального явления от ее истоков в западноевропейской музыке. Вслед за утверждением Л.А. Гоготишвили о том, что полифония М.М. Бахтина – не полифония XVIII–XIX вв., например, И.-С. Баха, а полифония ХХ в., например, А. Шёнберга, выдвигается предположение о том, что концепции полифонии у Бахтина и Достоевского имеют разные источники (релятивистский у Бахтина и гносеологический у Достоевского) и, соответственно, отвечают разным целям: принципиальному утверждению многоголосия у Бахтина и преодолению у Достоевского через максимально широкий охват возможных концептуализаций действительности. Этот широкий охват призван преодолеть гносеологическую ограниченность человека и отсеять наиболее опасные когнитивные ловушки, заключающиеся в формально близких, но концептуально различных высказываниях.

Список литературы

1. Аполлодор, 1972 – Аполлодор. Мифологическая библиотека. Л.: Наука, 1972. 216 с.

2. Афанасий Великий – Св. Афанасий Великий. Послание о постановлениях Никейского Собора. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velikij/poslanie_o_tom_chto_Sobor_Nikejskiy/ (дата обращения 06.04.2021).

3. Бабичев, Боровский, 1999 – Бабичев Н.Т., Боровский, Я.М. Латинско-русский словарь крылатых слов и выражений. М.: Русский язык, 1999. 784 с.

4. Байрон, 1981 – Байрон Дж. Г. Собрание сочинений: в 4 т. М.: Правда, 1981.

5. Бахтин, 1996– – Бахтин М.М. Собрание сочинений: в 7 т. М.: Русские словари, 1996–…

6. Белов, 2001 – Белов С.В. Ф.М. Достоевский и его окружение. Энциклопедический словарь в 2 т. СПб.: Алетейя: Российская национальная библиотека, 2001.

7. Бицилли, 1996 – Бицилли П.М. К вопросу о внутренней форме романов Достоевского. // Бицилли, П.М. Избранные труды по филологии. М.: Наследие, 1996. С. 483-549.

8. Бонецкая, 1998 – Бонецкая Н.К. Бахтин глазами метафизика // Диалог. Карнавал. Хронотоп, 1998, № 1. С. 103-155.

9. Гаричева, 2002 – Гаричева Е.А. О диалоге у Достоевского // Литературоведческий журнал, 2002, № 16. С. 38-44.

10. Гете, 2019 – Гете И.В. Фауст. / пер. Н. Холодковского. М.: АСТ, 2019. 544 с.

11. Гоготишвили, 2014 – Гоготишвили Л.А. Вклад постсимволистов Лосева и Бахтина в теорию построения дискурса (принципиальные различия на фоне фундаментального сходства) // Филология: научные исследования, 2014, № 4 (16). С. 354-368. DOI: 10.7256/2305-6177.2014.4.13430

12. Гоготишвили, 2019 – Гоготишвили Л.А. Соотношение между полифоническим романом М. Бахтина и музыкальной полифонией (замечания к проблеме). // Вопросы философии, 2019, № 3. С. 142-156.

13. Гозенпуд, 1971 – Гозенпуд А. Достоевский и музыка. Л.: Музыка, 1971. 175 с.

14. Достоевский, 1972-1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

15. Евдокимова, 1983 – Евдокимова Ю.К. Многоголосие средневековья. X–XIV века. // История полифонии. Вып. 1. М.: Музыка, 1983. 454 с.

16. Захаров, 2013 – Захаров В.Н. Художественная антропология Достоевского. // Проблемы исторической поэтики. 2013. С. 150-164.

17. Ириней Лионский – Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей). Книга третья. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionskij/ protiv-eresej/3 (дата обращения 06.04.2021).

18. Лосев, 1978 – Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.

19. Мюллер, 1989 – Мюллер Т.Ф. Полифония: Учебник. М.: Музыка, 1989. 335 с.

20. Петрова, 2014 – Петрова Г. Посвящение «Фантастической симфонии» Гектора Берлиоза Николаю I. Успех или неуспех? // Музыка в культурном пространстве Европы-России. События, личность, история / под ред. СПб.: Российский институт истории искусств, 2014. С. 104-118.

21. Потапова, 2013 – Потапова Н. Сценограф превратился в режиссера. URL: https:// www.belcanto.ru/13050601.html (Дата обращения 06.04.2021).

22. Серов, 1950 – Серов А.Н. Избранные статьи в 2 т. М.; Л.: Госмузиздат, 1950. 627 с.

23. Степанян, 2016 – Степанян К.А. Шекспир, Бахтин и Достоевский. Герои и авторы в большом времени. М.: Глобал Ком: Языки славянской культуры, 2016. 296 с.

24. Тарасова, 2010 – Тарасова Н.А. Фаустовская сцена в романе Достоевского «Подросток». // Русская литература, 2010, № 1. С. 171-187.

25. Тарасова, 2011 – Тарасова Н.А. Проблемы текстологии Достоевского: роман «Подросток» и «Дневник писателя» за 1876–1877 гг. Дисс. д-ра фил. наук. 10.01.01. Москва, 2011.

26. Тихомиров, 2019 – Тихомиров Б.Н. Достоевский и его персонажи в театральных креслах, на концертах и в увеселительных заведениях. 1837–1849 (из материалов к энциклопедическому справочнику «Петербург Достоевского») // Неизвестный Достоевский, 2019, № 4. С. 5-56. DOI: 10.15393/j10.art.2019.4241

27. Тончук, 2014 – Тончук П.О. Полифонический роман Достоевского (в концепции М.Бахтина) и фуга: опыт сравнительного анализа. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014, № 5 (43): в 3-х ч. Ч. III. C. 184-188.

28. Шекспир, 1960 – Шекспир У. Собрание сочинений: в 8 т. М.: Искусство, 1960.

29. Analecta hymnica, 1895 – Analecta hymnica medii avii. XXI. Cantiones et muteti. Leipzig: O.R. Reisland, 1895. 226 p.

30. Barbier, Carré, 1859 – Barbier J., Carré M. Faust. Opéra en cinq actes. Paris: Michel Lévy frères, Libraires-éditeurs, 1859. 72 p.

31. Gounod, 2012 – Gounod Ch. Faust. [видеозапись постановки 1985 г.; режиссер Кен Рассел, оркестр Венской государственной оперы, дирижер Эрих Биндер] URL: https://www. youtube.com/watch?v=M-ffmoJUJVU (дата обращения 06.04.2021).

32. Morson, 1992 – Morson G.S. Gogol’s Parables of Explanation: Nonsense and Prosaics. // Essays on Gogol. Logos and the Russian Word. Susanne Fusso, Priscilla Meyer / eds. Evanston, Ill.: Northwestern University Press, 1992. P. 203-239.

33. Novikoff, 2013 – Novikoff A.J. The Medieval Culture of Disputation. Pedagogy, Practice, and Performance. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2013. 336 p.

34. Perotin, 2015 – Perotin. Viderunt Omnes [аудиозапись в исполнении The Hilliard Ensemble]. 15 февраля 2015 г. https://www.youtube.com/watch?v=fPZrMpFnygw (дата обращения 06.04.2021).

35. Philippus Cancellarius, 2011 – Philippus Cancellarius. Quisquis Cordis et Oculi. [аудиозапись в исполнении Universalia in Re]. 7 декабря 2011 г. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=jcbxCy-Uqes (дата обращения 06.04.2021).

36. Schönberg, 2016 – Schönberg A. Variations. Op. 31 [аудиозапись в исполнении Чикагского симфонического оркестра под управлением Д. Баренбойма]. 14 сентября 2016 г. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iL1XzH6gpAY (дата обращения 06.04.2021).