Скачать:

PDF

Автор: Елена Владимировна Степанян-Румянцева
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы, Московский государственный институт культуры, ул. Библиотечная, д.7, 141406, г. Химки; Москва, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-2175-1386

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Степанян-Румянцева Е.В. Образы-двойчатки и их функция в тексте «Подростка» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, 2021. № 2 (14). С. 116-127. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-2-116-127

Дата поступления: 11.03.2021
Дата публикации: 25.06.2021
Номер журнала: 2021 № 2(14)
Рубрика: ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Страницы: 116-127
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-2-116-127
Индекс УДК: 821.161.1.0
Индекс ББК: 83.3(2)+85.103
Ключевые слова: двойчатки, дублеты, повторяющиеся детали, роман «Подросток», беспорядок, благообразие, ритм.
Аннотация: в статье говорится о повторяющихся деталях, ситуациях и лицах в тексте романа Ф.М. Достоевского «Подросток». Для обозначения таких повторов автор статьи пользуется термином «двойчатки», не строго академическим, но введенным в литературное употребление О. Мандельштамом. Этот термин охватывает все повторения, создающие необычную «густоту» текста «Подростка». Привлекает внимание, что нередко подобные повторы сближают в романе неравноценные элементы, фигуры и ситуации разных масштабов. То есть повторы и создают романный ритм, скрепляющий текст как целое, и придают ему неровный, переменчивый характер. Особая «перенаселенность» романа, многочисленность дублирующих друг друга персонажей, густота письма, свойственная данному тексту, должны отобразить замысел Достоевского – создать картину «беспорядка», нравственного и социального разброда, водворившегося в пореформенной России. Но именно через беспорядок главного героя, Аркадия Долгорукого, а за ним читателя ведет главная авторская идея: охваченная лихорадкой обновления, Россия должна восстановиться на каких-то новых и твердых основаниях. Обрести «благообразие» (ключевое слово романа) – и решающую роль в этом процессе сыграют подростки, люди, открытые будущему, из которых «созидаются поколения»

Список литературы

1. Достоевский, 1972 −1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

2. Захаров, 2013 – Захаров В.Н. Имя автора Достоевский. М.: Индрик, 2013. 455 с.

3. Кунильский, 2019 – Кунильский А.Е. Тема «жизни» в русской литературе ХIХ века и у Достоевского. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2019. 148 с.

4. Назиров, 2010 − Назиров Р.Г. О мифологии и литературе, или Преодоление смерти. Уфа: Уфимский полиграфкомбинат, 2010. 407 с.

5. Сарычева, 2010 – Сарычева Е.В. «Подростковое» воплощение романа Ф.М. Достоевского «Подросток» в российском театре // Достоевский и современность. Материалы ХХIV Международных Старорусских чтений 2009 года. Великий Новгород, 2010. С. 250-259.

6. Степанян, 2016 – Степанян К.А. Шекспир, Бахтин и Достоевский. М.: Глобал Ком, 2016. 292 с.