Скачать:

PDF

Автор: Татьяна Георгиевна Магарил-Ильяева
Сведения об авторе:

научный сотрудник научно-исследовательского центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура», Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25а, 121069 г. Москва, Россия.

http://orcid.org/0000-0001-7521-1898

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Магарил-Ильяева Т.Г. Комедия Вольтера «Блудный сын» в романе Достоевского «Подросток» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал, 2021. № 3 (15). С. 16-38. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-16-38

Дата поступления: 15.05.2021
Дата публикации: 25.09.2021
Номер журнала: 2021 № 3(15)
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 16-38
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-16-38
Индекс УДК: 821.16.1.0
Индекс ББК: 3.3(2=411.2)
Ключевые слова: Ф.М. Достоевский, «Подросток», комедия Вольтера «Блудный сын», концепт смеха, смех и веселость, притча о блудном сыне.
Аннотация: В статье на примере комедии Вольтера «Блудный сын» показано, что Достоевский, включая в свой роман «Подросток» тексты других авторов, актуализирует мировоззрения, жизненные стратегии, стоящие за образами как цитируемого автора, так и созданного им произведения. При этом писатель не просто демонстрирует варианты мировидения, но вступает с ними в диалог и трансформирует согласно собственной авторской задаче. Упомянутая вскользь комедия французского просветителя плотно вплетена Достоевским в ткань романа, писатель работает с ней сразу в нескольких взаимообусловленных направлениях. Взятая из предисловия, а не из самой пьесы, цитата акцентирует внимание как на темах, затронутых в предисловии, так и на самом предисловии как значимом композиционном элементе. Будучи присвоенной Версиловым, французская фраза связывает его образ с образом Вольтера, каким видел его писатель. Тема блудного сына глубоко осмыслялась Достоевским в романе не только в библейском первоисточнике, но и в трансформированной версии Вольтера.

Список литературы

1. Достоевский, 1972−1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

2. Касаткина, 2004 – Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского, как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

3. Касаткина, 2019 – Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания / отв. ред. Е.А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2019. 336 с.

4. Касаткина, 2021 – Касаткина Т.А. «Где Он живет?»: вопрос о месте обитания Бога в романе «Подросток». Международная конференция «Роман Ф.М. Достоевского “Подросток”: Современное состояние изучения». 02.02.2021. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=gp8cAPMH6zQ (дата обращения: 06.06. 2021).

5. Мокульский, 1956–1957 – Мокульский С.С. История западноевропейского театра: в 8 т. М.: Искусство, 1956–1957.

6. Мочульский, 1995 – Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995. 606 с.

7. Шараков, 2020 – Шараков С.Л. Мотив блудного сына в романе «Подросток» // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2020. № 3 (28). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_43024779_82866494.pdf (дата обращения: 06.06. 2021).

8. Федорова, 2021 – Федорова Е.А. Церковный календарь, евангельский и литургический текст в романе «Подросток» и «Дневнике Писателя» (1876) Ф.М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. № 1. С. 258-282.

9. Ferrier – Ferrier B. Le genre de la parabole démystifié sur les scènes de théâtre : lectures renouvelées de L’Enfant prodigue (1707-1736). URL: https://journals.openedition.org/ theoremes/2705#bibliography (дата обращения: 17.06.2021).

10. Voltaire, 1738 – Voltaire. L’Enfant prodige: comedie en vers dissillabes. Paris: Chez Prault. 1738. 122 p. URL: https://archive.org/details/lenfantprodiguec00volt (дата обращения: 06.06. 2021).