Скачать:

PDF

Автор: Капустина Светлана Владимировна
Сведения об авторе:

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Института филологии ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», проспект Академика Вернадского, 4, 295007 г. Симферополь, Республика Крым, Россия.

https://orcid.org/0000-0002-0608-5258

Е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Капустина С.В. Концепт «беспорядок» в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. 2021. № 3 (15). С. 76-97. https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-76-97

Дата поступления: 06.04.2021
Дата публикации: 25.09.2021
Номер журнала: 2021 № 3(15)
Рубрика: ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Страницы: 76-97
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2021-3-76-97
Индекс УДК: 82-31
Индекс ББК: 83+83.3
Ключевые слова: Достоевский, концепт автора, концепт героя, беспорядок, бесовщина, безобразие, благообразие.
Аннотация: Статья посвящена реконструкции концепта «беспорядок» в романе «Подросток», осуществляемой с учетом различения в нем интенций фактического автора и героя-креатора. На материале рабочих тетрадей Ф.М. Достоевского за февраль 1874 – ноябрь 1875 г. восстанавливается сложная структура исследуемого авторского концепта, ключевой элемент которой – «беспорядок внутренний», возникающий при отравлении души человека ядом бесовщины. Утверждается, что этот тип беспорядка, соотносимый Ф.М. Достоевским с феноменом безобразие, служит источником и катализатором «беспорядка домашнего», «беспорядка светского», «беспорядка всеобщего». Подросток же, иллюстрируя все перечисленные грани авторского концепта, закономерно сосредотачивается на осмыслении «беспорядка внутреннего», который в финале его «Записок» обретает концепт-имя «безобразие». Постепенное «развертывание» этого концепта Аркадием Долгоруким задает динамику повествования, отражает совершающийся процесс самовыделки, основанный на движении героя от ощущения безобразия к началу его сознания. Утверждается, что восприятие Ф.М. Достоевским беспорядка и бесовства как соприродных феноменов, провоцирующих всеобщее разложение, нарастание хаоса в макро-/микромире и жажду самоистребления, не предопределяет константно негативную модальность при их художественном воплощении. В свете «реализма в высшем смысле» проявления беспорядка видятся писателем и как импульс к обновлению, очищению, преображению. Аркадий Долгорукий же в силу возраста и духовной неукрепленности лишен возможности воспринимать безобразие в столь расширенном фокусе, поэтому в его концептосфере эта единица не амбивалентна сама по себе, а в качестве отрицательного элемента противопоставлена благообразию.

Список литературы 

1. Виноградов, 2003 – Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой. М.: Наука, 2003. 390 с.

2. Гоголь, 2009–2010 – Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: в 17 т. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2009–2010.

3. Даль, 1903–1909 – Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля: в 4 т. СПб.: Изд-е М.О. Вольфа, 1903–1909.

4. Достоевский, 1972–1990 – Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1990.

5. Капустина, 2014 – Капустина С.В. Концепты «беспорядок» и «богатырство» в творчестве Ф.М. Достоевского и традиция Н.В. Гоголя: автореферат дис. …канд. филол. наук: 10.01.01. Симферополь, 2014. 24 с.

6. Карпачева, 2014 – Карпачева Т.С. Как Дарья Онисимовна стала Настасьей Егоровной в романе Ф.М. Достоевского «Подросток» // Вестник Московского городского педагогического университета. 2014. №1(12). С. 37-45.

7. Касаткина, 2004 – Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

8. Касаткина, 2015 – Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015. 528 с.

9. Кирпотин, 1972 – Кирпотин В.Я. Достоевский – художник. М.: Советский писатель, 1972. 320 с.

10. Лепахин, 2000 – Лепахин В.В. Икона в творчестве Достоевского («Братья Карамазовы», «Кроткая», «Бесы», «Подросток», «Идиот») // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2000. Т. 15. С. 237-263.

11. Померанц, 1990 – Померанц Г.С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М.: Советский писатель, 1990. 384 с.

12. Скуридина, 2007 – Скуридина С.А. Поэтика имени у Ф.М. Достоевского (на материале романов «Подросток» и «Братья Карамазовы»). Воронеж: Научная книга, 2007. 302 с.

13. Степанян, 2013 – Степанян К.А. Достоевский и Сервантес. Диалог в большом времени. М.: Языки славянской культуры, 2013. 368 с.

14. Федорова, 2021 – Федорова Е.А. Церковный календарь, евангельский и литургический текст в романе «Подросток» и «Дневнике писателя» (1876) Ф.М. Достоевского // Проблемы исторической поэтики. 2021. Т. 19. №1. С. 258-282. https://doi.org/10.15393/j9.art.2021.9182

15. Фридлендер, 1964 – Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М.; Л.: Наука, 1964. 404 с.