Скачать:

PDF

Автор: Дмитрий Павлович Ивинский
Сведения об авторе:

доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва.

E-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Для цитирования:

Ивинский Д.П. Роман Достоевского «Идиот» и альманах Карамзина «Аглая» // Достоевский и мировая культура. 2018. No 3. С. 161-184.

Номер журнала: 2018 № 3
Рубрика: ДОСТОЕВСКИЙ: КРУГ ЧТЕНИЯ
Страницы: 161-184
DOI: https://doi.org/10.22455/2619-0311-2018-3-161-184
Индекс УДК: 821.161.1 + 8.82.0
Индекс ББК: 83.3(2РОС=РУС)1
Ключевые слова: Карамзин, Достоевский, Руссо, Бонне, альманах, роман, Аглая
Аннотация: В статье показано, что в альманахе Карамзина «Аглая» был оформлен первый вариант того литературно-идеологического пространства, с которым взаимодействовал Достоевский-автор романа «Идиот». Карамзин обобщил ту совокупность дилемм, которые связывают противопоставление зла и истины с темой спасения, преимущественно в аспекте ее соотнесенности с широко понимаемой сферой надысторического. Данная проблематика у Карамзина и у Достоевского сочеталась с «руссоизмом», с выбором между представлением о развитии как прогрессе и как регрессе, с проблемой «естественного человеке» как идеале, чье воплощение в реальности общественной жизни невозможно, а присутствие необходимо, и в обоих случаях устремлено за пределы земного времени-пространства. Познание сокровенного зла связывалось с мотивами душевной «невинности» и «болезни» / «болезненности», физической и душевной, путешествия как нравственного опыта; в сердцевине же «падшего мира» оказывалась «опрокинутая» в кругозор Лебедева матричная формула о «милом прахе» и «радостном утре». В той мере, в какой каждое отдельное произведение Достоевского взаимодействовало с данной парадигмой, его «карамзинизм» открывается разными смысловыми гранями (при том, что каждая из этих граней определенным образом соотносится и с другими сегментами «литературного пространства», в т.ч. с «готическим романтизмом», обычно не без оснований возводимым к повести «Остров Борнгольм», впервые напечатанной в «Аглае»). В пределе развертывания темы духовной катастрофы возникает и тема конца истории, столь занимавшая Достоевского и впервые намеченная у Карамзина, размышлявшего об обозначившейся во французской революции тенденции к исчерпанию нравственных возможностей истории, оформившего эти размышления в «Аглае» в форме эпистолярной дискуссии с открытым финалом, подчеркнувшим драматизм темы, и тем самым открыл путь другим русским писателям, соприкасавшимся с вызовами «последних вопросов», в т.ч. Достоевскому.

Список литературы

1. <Карамзин Н.М.> Рыцарь нашего времени // Вестник Европы. 1802. № 13. С. 35-51; № 18. С. 111-125; 1803. № 14. С. 121-142. 2. Аглая / 2-е изд. Кн. 1-2. М., 1796. 335 с.

3. Архипова А.В. Достоевский и Карамзин // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 5. Л.: АН СССР, ИРЛИ, 1983. С. 101-112.

4. Белов С.В. Вокруг Достоевского: Статьи, находки и встречи за тридцать пять лет. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. С. 142-158.

5. Вертлиб Е. Карамзин и Достоевский // Дон. 1997. № 1. С. 208-214.

6. Виролайнен М.Н. Фома Опискин и Иван Грозный // Pro memoria: памяти акад. Г.М. Фридлендера (1915-1995). СПб.: Наука, 2003. С. 136-144.

7. Гаврюшин Н.К. Метафизика и историософия в творчестве Н.М. Карамзина // Тетради по консерватизму. 2016. № 4. С. 131-144.

8. Глухов В.И. «Моя исповедь» Карамзина в творческом сознании Достоевского // Национальные традиции и европеизм в русской культуре. Вып. 1. Ульяновск: УлГУ, 1999. С. 50-62.

9. Два цветка соперники к Аглае [перевод с франц. М.Л. Магницкой] // Приятное и полезное препровождение времени. 1797. Ч. 15. С. 207-208.

10. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.; СПб.: Наука, 1972–1990.

11. Жилякова Э.М. «Фрол Силин» Н.М. Карамзина и «Мужик Марей» Ф.М. Достоевского // От Карамзина до Чехова: Сб. ст. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1992. С. 81-95.

12. Жилякова Э.М. Традиции сентиментализма в творчестве раннего Достоевского (1844–1849). Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. 274 с.

13. Исупов К.Г. Читатель и автор в текстах Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. Вып. 16. СПб.: ИРЛИ РАН, 2001. С. 3-23.

14. К Аглае [перевод с немецк. В. Полякова] // Иппокрена. 1799. Ч. 2. С. 76-78.

15. Карамзин Н.М. Лиодор // Московский журнал. 1792. Ч. 5. Кн. 3. С. 305-334.

16. Карамзин Н.М. Невинность // Московский журнал. 1791. Ч. 2. Кн. 1. С. 64-65.

17. Карамзин Н.М. Письма к И.И. Дмитриеву. СПб.: Издание II-го Отделения Императорской Академии наук,1866. 727 с.

18. Карамзин Н.М. Райская птичка // Московский журнал. 1791. Ч. 3. Кн. 2. С. 198-201.

19. Кацис Л.Ф. Карамзин, Белинский и Достоевский в наброске Мандельштама «Преступление и наказание в “Борисе Годунове”» // Stephanos. 2017. № 2. С. 87-98.

20. Криницын А.Б. Повесть Н.М, Карамзина «Бедная Лиза» в творчестве Ф.М. Достоевского // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2017. № 1-2. С. 102-116.

21. Летопись жизни и творчества Ф.М. Достоевского: В 3 т. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. Том 1: 544 с. Том 2: 592 с. Том 3: 615 с.

22. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. I. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. 478 с. Т. II. Статьи по истории русской литературы XVIII – первой половины XIX века. Таллин: Александра, 1992. 478 с. Т. III. Статьи по истории русской культуры. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки. Таллин: Александра, 1993. 495 с.

23. Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII – начала XIX века // Руссо, ЖанЖак. Трактаты. М.: Наука, 1969. С. 555-604.

24. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М.: Книга, 1987. 336 c.

25. Лотман Ю.М. Эволюция мировоззрения Карамзина (1789-1803) // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 51. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1957. С. 122-162.

26. Львов П.Ю. На смерть моей Аглаи // Приятное и полезное препровождение времени. 1795. Ч. 8. С. 119-130.

27. Меднис Н.Е. Швейцария в художественной системе Достоевского (к проблеме формирования в русской литературе швейцарского интерпретационного кода) // Toronto Slavic Quoterly. 2004. № 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// sites.utoronto.ca/tsq/11/mednis11.shtml 28. Московский журнал. 1791. Ч. 1. Кн. 1. С. 349-351.

29. Пономарев С.И. Материалы для библиографии литературы о Н.М. Карамзине: К столетию его литературной деятельности: (1783-1883) (Сборник Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук. Т. 32. № 8). СПб.: Тип. Имп. акад. наук, 1883. 156 c.

30. Путешественницы // Магазин для распространения общеполезных знаний и изобретений, с присовокуплением Модного Журнала, раскрашенных рисунков и музыкальных нот. 1795. № 2. С. 108-125.

31. Сапченко Л.А. Н.М. Карамзин: судьба наследия (век XIX). М.; Ульяновск: УлГУ, 2003. 379 c.

32. Степанян К.А. Достоевский и Швейцария // Проблемы истории, филологии, культуры. 2007. № 18. С. 113-121.

33. Туниманов В.А. Отголоски девятого тома «Истории государства Российского» в творчестве Ф.М. Достоевского // Slavia. 1980. Вып. 4. С. 350-360.

34. Федоров Г.А. Московский мир Достоевского: Из истории русской художественной культуры ХХ века. М.: Языки славянской культуры, 2004. 464 c.

35. Штейнберг А.З. Система свободы Достоевского. Берлин: Скафы, 1923. 146 с.

36. Skrunda Wiktor. Na marginesach wielkiej literatury: Ewolucja rosyjskich almanachów literackich lat 1794-1852. Wrocław; Warszawa; Kraków; Gdańsk: Zakład Narodowy im. Ossolińskich, 1974. 195 p.